Лабораторная работа осанка и плоскостопие

Лабораторная работа осанка и плоскостопие

Содержание статьи:

Осанка и плоскостопие

Министерство образования РФ

Череповецкий государственный университет

Кафедра анатомии и физиологии

на тему: «Осанка и плоскостопие»

1.1 Признаки правильной осанки……………………………………………3

1.2 Факторы, определяющие осанку………………………………………. 3

1.3 Распространенность и причины возникновения нарушений осанки у детей……………………………………………………………………………4

2.1 Нарушения осанки в сагиттальной плоскости…………………………5

2.1.1.Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника……………………………………………………………………5

2.1.2.Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника…………………………………………………………………….6

2.2.Нарушение осанки во фронтальной плоскости………………………. 7

3. Профилактика нарушений осанки…………………………………………..8

3. Профилактика плоскостопия………………………………………………16

Список использованной литературы………………………………………….18

1. Нормальная осанка.

Под осанкой понимают привычную непринужденную позу человека в покое и при движениях, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого целого. Человек приобретает (формирует) осанку в процессе своего роста и развития. Определенную роль играют наследственность, перенесенные заболевания, бытовые условия.

Осанка — одно из важнейших понятий для определения положения тела ребенка в пространстве, обнаружения признаков неблагополучия, заболеваний, связанных с нарушением статико-динамических свойств позвоночника, нижних конечностей.

1.1. Признаки правильной осанки

Правильная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника. При этом голова держится прямо: линия, проведенная через наружный слуховой проход и нижний край глазницы горизонтальна; плечевые суставы разведены; надплечья на одном уровне; углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем симметричны; живот подтянут; ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах. Грудная клетка не имеет западений и выпячиваний, симметрична относительно средней линии; лопатки симметричны, на всем протяжении равномерно прилегают к грудной клетке; треугольники талии симметричны. Позвоночник не имеет патологических изгибов, величина физиологических изгибов и угол наклона таза в пределах возрастной нормы. Отвес, опущенный от основания черепа, проходит вдоль линии остистых отростков, межъягодичной складки и проецируется на опору посредине между пятками. Отвес, опущенный от нижнего угла лопатки, проходит через центр подъягодичной складки, центр подколенной ямки и проецируется на опорную поверхность на уровне центра пятки.

1.2.Факторы, определяющие осанку

Осанку определяют многие факторы, перечислим наиболее значительные.

· Длина и форма конечностей . Для правильной осанки необходимо чтобы длина и форма ног были одинаковы, поскольку даже при небольшой разнице в функциональной длине конечностей не может быть правильного положения тазовых костей и крестца. Крестец — это основание позвоночника, на нем базируются все остальные отделы. Поэтому даже небольшое отклонение крестца от правильного положения ведет к значительным изменениям положения верхних отделов позвоночника.

· Угол наклона таза — угол, образуемый горизонтальной плоскостью и плоскостью входа в малый таз. В норме у женщин этот угол равен 55-60 градусам, у мужчин — 50-55 градусам. Величина этого угла во многом определяет величину изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости.

· Положение и форма позвоночника . В норме позвоночник имеет изгибы в сагиттальной плоскости: грудной и крестцово-копчиковый кифозы, поясничный и шейный лордозы. Во фронтальной плоскости позвоночник изгибов не имеет;

· Положение лопаток . В норме лопатки расположены симметрично, на всем протяжении равномерно прилегают к грудной клетке.

· Степень развития мускулатуры . В настоящее время известно две системы поперечнополосатых мышц. Они различаются между собой тем, что одни склонны к повышению тонуса и укорочению, а другие — к гипотонии и увеличению длины. К первым относятся: икроножная, прямая бедра, подвздошно-поясничная, напрягающая широкую фасцию бедра, задняя группа бедра, грушевидная, разгибатели спины, грудинная часть большой грудной, поднимающая лопатку и некоторые мышцы верхних конечностей. Ко вторым относятся: большие, средние, малые ягодичные, широкие головки четырехглавой мышцы бедра, передняя большеберцовая, малоберцовые, мышцы брюшного пресса, нижние фиксаторы лопаток, поверхностные и глубокие сгибатели шеи. У детей дошкольного возраста на мышцы приходится 21-25% массы тела, у взрослого — 35 — 40% и более. Поэтому даже небольшие отклонения от оптимальных значений мышечного тонуса приводят у детей к значительным нарушениям осанки.

· Наличие хронических болезней . Любое хроническое заболевание сопровождается появлением защитного напряжения мышц над больной областью, что изменяет мышечный баланс во всем теле. Некоторые заболевания сопровождаются нарушением дыхательного стереотипа или принятием вынужденного положения. Это тоже нарушает осанку.

1.3.Распространенность и причины возникновения нарушений осанки у детей.

Нарушение осанки является весьма распространенной патологией. Им страдают по данным разных авторов от 60 до 70% детей. Эти величины вызывают особую озабоченность с учетом неблагоприятного влияния нарушенной осанки на работу всех органов и систем растущего организма.

Выделим внутренние и внешние причины формирования неправильной осанки. Внутренние причины — это дефекты формы и длины конечностей; не полностью исправленные кривошеи, дефекты зрения и слуха, хронические заболевания внутренних органов, болезни обмена веществ: рахит, различные паратрофии. Наиболее частой из внутренних причин является неврологическая патология. Для формирования нарушения осанки достаточно минимального изменения тонуса мышц. Распространенность неврологической патологии среди новорожденных составляет 60%. Далеко не все дети излечиваются полностью. Причиной формирования нарушенной осанки может послужить и травма опорно-двигательного аппарата.

Под внешними причинами мы понимаем организацию жизни ребенка, предусматривающую неоптимальную нагрузку на органы опоры и движения, центральную нервную систему. Прежде всего отметим режим дня, допускающий гиподинамию; стрессирующие методы воспитания или обучения; мебель, не соответствующую росту и нагрузкам ребенка.

2. Виды нарушений осанки

Дефекты осанки условно можно разделить следующим образом: нарушения осанки во фронтальной, сагиттальной плоскости и обеих плоскостях одновременно. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Сохранение патологической осанки возможно благодаря определенному состоянию связок, фасций и мышц.

2.1 Нарушения осанки в сагиттальной плоскости

Нарушение осанки в сагиттальной плоскости может быть связано как с увеличением одного или нескольких физиологических изгибов, так и с уменьшением их.

2.1.1.Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника

У сутулых детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на

уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.

У детей с круглой спиной укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы. Длина разгибателя туловища, нижних, и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.

Кругловогнутая спина — нарушение осанки состоящее в увеличении всех

mirznanii.com

§ 15. Осанка. Предупреждение плоскостопия

Вопросы в начале параграфа.

Вопрос 1. Что такое осанка и каковы причины ее нарушения?

Осанка – это привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. Она зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки.

Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу. Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв.

Вопрос 2. Почему сформировались своды стопы и отчего они деформируются?

Средняя часть стопы немного приподнята, имеет сводчатую форму. Это позволяет смягчать толчки про ходьбе и прыжках. Если люди большую часть дня проводят на ногах, переносят большие тяжести, у них может развиться плоскостопие ,т.е. форма стопы меняется, становится плоской. К плоскостопию может привести очень узкая и тесная обувь или увлечение обувью на высоких каблуках. Люди с плоской стопой при ходьбе и стоянии быстро устают.

Вопрос 3. Как можно определить искривление позвоночника и наличие (или отсутствие) плоскостопия?

Сколиоз — искривление позвоночного столба вбок.

Диагноз устанавливают на основании осмотра пациента. Осмотр должен быть выполнен в положении лежа, стоя, сидя. Изменяют длину ног, исследуют подвижность позвоночника во всех отделах. В какую сторону искривлен позвоночник определяют по направлению более выраженной дуги. Выполняются рентгеновские снимки в положении лежа и стоя, производят снимки со специальной укладкой для создания определенных проекций снимков позвоночника, измеряют угол искривления.

Вопрос 1. Что происходит при нарушении осанки первой, второй и третьей степени?

При нарушении осанки первой степени отклонения от нормы выражены слабо и исчезают, если человек, просто контролируя себя, держится прямо. Нарушения осанки второй степени связаны с изменениями мышечного аппарата и исправляются при занятиях физкультурой и гимнастикой. Нарушения осанки третьей степени затрагивают скелет и требуют серьезного лечения.

Вопрос 2. Какие нарушения в работе внутренних органов происходят при неправильной осанке?

При неправильной осанке нарушается работа сердечно-сосудистой системы (работа сердца, сокращение стенок сосудов) и, как следствие, происходит ухудшение кровоснабжения различных систем органов. Нарушается функционирование дыхательной и пищеварительной систем.

Вопрос 3. Что такое плоскостопие, каковы его причины и принцип лечения?

Плоскостопие — болезненные изменения стопы, при которых уплощаются ее своды. Причинами плоскостопия являются неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела. При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппараты стопы, она расплющивается, порой отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре и даже в пояснице.

Для лечения плоскостопия применяют специальные стельки — супинаторы. Они поддерживают стопу в необходимом положении. Это улучшает положение костей стопы, а также костей голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.

Вопрос 4. Проанализируйте: правильно ли положение вашего тела при чтении, письме, переносе тяжелых предметов.

Правильным является положение тела, при котором ученик глубоко сидит на сиденье стула, опираясь пояснично-крестцовой областью на спинку стула (глубина сиденья составляет 3/4 длины бедра), между туловищем и краем стола расстояние в ширину ладони. Это достигается, когда сиденье стула заходит за крышку стола на 5 см. Ноги в тазобедренном и коленном суставах находятся под углом 90 градусов. Стопы опираются на пол или подножку стола. Предплечья свободно лежат на крышке стола.

Ношение тяжелых предметов в одной руке не рекомендуется, так как это может привести к искривлению позвоночника.

resheba.com

Лабораторная работа осанка и плоскостопие

Тема: «Опорно-двигательная система человека»

Цель: выявление нарушения осанки и плоскостопия

1.Длина со стороны груди/длина со стороны спины = 1 или больше, значит нарушений нет! (используется сантиметр)

2.Встать спиной к стене. Если между спиной и поясницей проходит ладонь- нарушений осанки нет!

4.Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините точки линией. Если в узкой части

след не заходит за линию- плоскостопия нет! Зарисуйте особенности строения вашей стопы с отображением параметров

Вывод: выполнив лабораторную работу, мы выявили, что нарушений осанки и плоскостопия нет/есть

Цель: Наблюдение признаков утомления при статической работе, выяснение времени наступления предельного утомления.

Удержание груза массой__________ на вытянутой руке __________ правой / левой

  • Определите временные промежутки этапов утомления при статической работе у нескольких учеников класса, используя секундомер
  • Занесите данные в таблицу
  • Сделайте выводы с учетом занятия физической культурой участниками эксперимента
  • Признаки утомления (время с в сек.)

    Отношение к физической культуре

    Рука с грузом неподвижна

    Рука опускается, затем рывком поднимается на прежнее место

    Дрожание рук, потеря координации, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение

    Рука с грузом опускается, опыт прекращается

    Занимается спортом или нет, и каким видом спорта

    Вывод: выполнив лабораторную работу мы пронаблюдали признаки утомления при статической работе и выяснили, что при динамической работе утомление наступает позже. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Определение скорости утомления при динамической физической нагрузке

    kabinet27.moy.su

    Вопрос: Лабораторная работа. Осанка и плоскостопие. абораторная работа Осанка и плоскостопиеI. Выявление нарушений осанки. Оборудование: сантиметровая лента. Ход работы Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3—5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит — нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь — осанка нормальная. II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома). Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш. Ход работы Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию — плоскостопия нет (рис. 39).

    Лабораторная работа. Осанка и плоскостопие. абораторная работа Осанка и плоскостопиеI. Выявление нарушений осанки. Оборудование: сантиметровая лента. Ход работы Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3—5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит — нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь — осанка нормальная. II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома). Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш. Ход работы Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию — плоскостопия нет (рис. 39).

    Измеряем сантиметровой лентой расстояние от левого до правого плеча ( отступая 3-5 см). Когда мы поделили эти числа друг на друга у нас получится. ( сколько получилось ты измеришь сам и поделишь). У меня получился (например) положительный результат (то есть больше или почти равно 1), что говорит о хорошей осанке. Для того чтобы узнать есть ли у меня плоскостопие мне необходимо намочить ногу и стать на листок бумаги, чтобы остался четкий след. После того как я убрал ногу, я нашел центр пятки и третьего пальца, провел через них линию. в узкой части след не заходит за линию, значит у меня нет плоскостопия. Вот. Все, что я могу предложить

    cwetochki.ru

    Нарушение осанки и плоскостопие

    Ак­тив­ная фи­зи­че­ская де­я­тель­ность – одно из глав­ных усло­вий гар­мо­нич­но раз­ви­то­го че­ло­ве­ка.

    При по­сто­ян­ной фи­зи­че­ской на­груз­ке у че­ло­ве­ка раз­ви­ва­ет­ся кост­ный ап­па­рат, уве­ли­чи­ва­ет­ся мы­шеч­ная масса, улуч­ша­ет­ся со­сто­я­ние кро­ве­нос­ной и пи­ще­ва­ри­тель­ной си­стем.

    Но часто люди дви­га­ют­ся зна­чи­тель­но мень­ше, чем это необ­хо­ди­мо, и у них раз­ви­ва­ет­ся ги­по­ди­на­мия.

    Ги­по­ди­на­мия – за­бо­ле­ва­ние, ко­то­рое раз­ви­ва­ет­ся при недо­стат­ке дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти.

    — Уве­ли­че­ние массы тела

    Ослаб­ле­ние работ сер­деч­но­со­су­ди­стой, ды­ха­тель­ной и пи­ще­ва­ри­тель­ной си­стем

    Осан­ка – это при­выч­ное по­ло­же­ние тела при ходь­бе или в покое. При пра­виль­ной осан­ке плечи че­ло­ве­ка на­хо­дят­ся на одном уровне, живот под­тя­нут, ноги пря­мые, мышцы хо­ро­шо раз­ви­ты, по­ход­ка лег­кая. Пра­виль­ная осан­ка обес­пе­чи­ва­ет нор­маль­ную ра­бо­ту внут­рен­них ор­га­нов.

    3. Заболевания, спровоцированные неправильной осанкой

    Су­ту­лость (ду­го­об­раз­ный кифоз). Для ее вы­яв­ле­ния необ­хо­ди­мо из­ме­рять рас­сто­я­ние между пле­ча­ми спе­ре­ди и со спины. Если оно при­мер­но оди­на­ко­вое, то нет па­то­ло­гии. А если рас­сто­я­ние со сто­ро­ны спины зна­чи­тель­но пре­вы­ша­ет рас­сто­я­ние спе­ре­ди, то у че­ло­ве­ка кифоз (см. Рис. 1).

    Лор­доз. Про­яв­ля­ет­ся в де­фор­ма­ции по­зво­ноч­ни­ка и ха­рак­те­ри­зу­ет­ся бо­ля­ми в по­яс­ни­це (см. Рис. 2). Тело при ходь­бе немно­го за­про­ки­ды­ва­ет­ся назад. Лор­доз опре­де­ля­ют, ста­но­вясь к стене так, чтоб к ней при­ка­са­лись толь­ко ло­пат­ки, плечи и яго­ди­цы. В цель между по­яс­ни­цей и сте­ной в норме долж­на про­хо­дить толь­ко ла­донь, иду­щая па­рал­лель­но стене. Если же про­хо­дит кулак, то осан­ка на­ру­ше­на.

    Ско­ли­оз – бо­ко­вое ис­крив­ле­ние по­зво­ноч­ни­ка (см. Рис. 3). Про­ис­хо­дит ис­крив­ле­ние груд­ной клет­ки, плечи и ло­пат­ки на­хо­дят­ся на раз­ных уров­нях. Умень­ша­ет­ся по­движ­ность по­зво­ноч­ни­ка, и могут воз­ни­кать боли в его груд­ном от­де­ле. Для опре­де­ле­ния ско­ли­о­за смот­рят на уров­ни плеч и углов ло­па­ток, на раз­ме­ры тре­уголь­ни­ков между ту­ло­ви­щем и опу­щен­ны­ми ру­ка­ми.

    4. Правила предупреждения заболеваний, провоцированных неправильной осанкой

    Для того чтобы такие за­бо­ле­ва­ния не раз­ви­ва­лись, в первую оче­редь необ­хо­ди­мо сле­дить за своей осан­кой. Нужно не су­ту­лить­ся при ходь­бе, но­сить учеб­ни­ки в рюк­за­ке за спи­ной, а не в сумке на 1 плечо.

    Во время ра­бо­ты надо си­деть прямо и дер­жать ноги под пря­мым или тупым углом, они долж­ны упи­рать­ся в пол (см. Рис. 4). Рас­сто­я­ние между гру­дью и пар­той долж­но со­став­лять ши­ри­ну ла­до­ни. При си­де­нии че­ло­век дол­жен за­ни­мать весь стул, локти дер­жать на столе.

    Рис. 4. Пра­виль­ная осан­ка при ра­бо­те за сто­лом

    Си­сте­ма­ти­че­ские за­ня­тия спор­том спо­соб­ству­ют раз­ви­тию гиб­ко­сти по­зво­ноч­ни­ка и фор­ми­ро­ва­нию пра­виль­ной осан­ки.

    5. Проверка гибкости позвоночника

    Для того чтобы про­ве­рить гиб­кость по­зво­ноч­ни­ка, необ­хо­ди­мо встать на сту­пень­ку лест­ни­цы или на неболь­шую под­став­ку (см. Рис. 5). После чего необ­хо­ди­мо, не сги­бая ко­ле­ни, на­кло­нить­ся впе­ред и по­ста­рать­ся до­стать ру­ка­ми ниж­не­го края опоры, и, по воз­мож­но­сти, на­кло­нить­ся ниже ее. После этого из­ме­рять рас­сто­я­ние от кон­чи­ка сред­не­го паль­ца до той по­верх­но­сти опоры, на ко­то­рой стоит че­ло­век. Для маль­чи­ков ре­зуль­тат хо­ро­ший, если это рас­сто­я­ние со­став­ля­ет 6 – 9 см, для де­во­чек – 7 – 10 см. Если же кон­чи­ки сред­них паль­цев не до­тя­ги­ва­ют­ся до опоры, то можно го­во­рить о недо­ста­точ­ной гиб­ко­сти по­зво­ноч­ни­ка.

    Рис. 5. Опре­де­ле­ние гиб­ко­сти по­зво­ноч­ни­ка

    В норме у че­ло­ве­ка сред­няя часть стопы немно­го при­под­ня­та – об­ра­зу­ет­ся свод стопы. Это смяг­ча­ет дви­же­ние при ходь­бе или при прыж­ках.

    При плос­ко­сто­пии свод стопы упло­ща­ет­ся, и нога со­при­ка­са­ет­ся с зем­лей прак­ти­че­ски всей по­верх­но­стью. Раз­ви­тие плос­ко­сто­пия свя­за­но с но­ше­ни­ем слиш­ком узкой обуви или обуви на слиш­ком вы­со­ком каб­лу­ке.

    Если у че­ло­ве­ка раз­ви­ва­ет­ся плос­ко­сто­пие, он ощу­ща­ет быст­рую утом­ля­е­мость ног, боль в об­ла­сти щи­ко­ло­ток, го­ле­ни, по­яс­ни­цы.

    Меры пре­ду­пре­жде­ния плос­ко­сто­пия:

    — Ходь­ба на цы­поч­ках

    — Ходь­ба на внеш­ней сто­роне стопы

    — Ходь­ба на внут­рен­ней сто­роне стопы

    — По­пе­ре­мен­ное сжи­ма­ние паль­цев стопы

    — Бро­сок неболь­шо­го пред­ме­та паль­ца­ми стопы

    — За­ня­тие пла­ва­ни­ем и раз­лич­ны­ми спор­тив­ны­ми иг­ра­ми

    Для опре­де­ле­ния плос­ко­сто­пия берут белый лист бу­ма­ги, кла­дут его на пол, сма­зы­ва­ют ногу жир­ным кре­мом и ста­но­вят­ся на лист белой бу­ма­ги (см. Рис. 6).

    На об­ра­зо­вав­шем­ся следе со­еди­ня­ют край­ние точки со сто­ро­ны боль­шо­го паль­ца и пятки пря­мой ли­ни­ей. Затем на­хо­дят сред­нюю точку (М), и про­во­дят пер­пен­ди­ку­ля­ры (АВ, МD).

    Точку пе­ре­се­че­ния MD со сле­дом обо­зна­ча­ют бук­вой С. И от­ре­зок CD делят на АВ. Если ре­зуль­тат боль­ше, чем 0,33, то у че­ло­ве­ка плос­ко­сто­пие.

    100ballov.kz

    Лабораторные работы по биологии .8класс.

    Учителя биологии проводят много лабораторных работ.Данные инструктивные карты помогут в их проведении.

    Просмотр содержимого документа

    «Лабораторные работы по биологии .8класс.»

    «Лабораторные работы на уроках биологии в 8 классе»

    (программа: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш.)

    Преподавание биологии в 8 классе осуществлялось по учебнику: авторов Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. (издательство «Дрофа»).

    Согласно действующему Базисному учебному плану программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (70 часов в год).

    При организации учебно-познавательной деятельно­сти на уроках в 8 классе предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. — М.: Дрофа, 2006. -96с. Оформление большинства лабораторных работ осуществлялось в тетради на печатной основе, часть работ была выполнена в рабочей тетради.

    Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний были отобраны лабораторные и практические работы, предусмотренные Программой:

    Лабораторная работа №1 «Ткани организма человека»

    Лабораторная работа №2 «Микроскопическое строение кости»

    Лабораторная работа №3 «Мышцы человеческого тела»

    Лабораторная работа №4 «Утомление при статической работе»

    Лабораторная работа №5 «Осанка и плоскостопие»

    Лабораторная работа №6 «Функции венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»

    Лабораторная работа №7 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»,

    Лабораторная работа №8 «Функциональная проба: Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»

    Лабораторная работа №9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

    Лабораторная работа №10 «Действие слюны на крахмал»

    Лабораторная работа №11 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

    Лабораторная работа №12 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»

    Лабораторная работа №13 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением», демонстрация опыта «Обнаружение слепого пятна»

    Лабораторная работа №14 «Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа»

    Лабораторная работа №15 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях»

    Демонстрация опыта разложения перекиси водорода ферментом каталазой.

    Демонстрация опыта «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения»

    Демонстрация микропрепаратов крови лягушки и человека

    Демонстрация опытов: измерение пульса, измерение артериального давления Демонстрация приемов наложения и простых повязок при разных видах кровотечения.

    Демонстрация механизма вдоха и выдоха с помощью модели Дондерса.

    Демонстрация опыта «Определение остроты слуха»

    Лабораторная работа №1 «Ткани организма человека»

    Цель: изучить строение тканей организма человека.

    Оборудование: микроскоп, микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

    Просмотр эпителиальной ткани почечных канальцев. Привести микроскоп в рабочее состояние: осветить объект, настроить резкость. Встречающиеся на препарате окружности и эллипсы — это поперечные разрезы канальцев, стенки которых состоят из эпителиальной ткани. Обратить внимание на то, что клетки образуют сплошной ряд. Крупные ядра говорят об интенсивном обмене, происходящем в клетках. На рисунках надо указать ядро, цитоплазму, клеточную мембрану. Наиболее удобный режим просмотра: окуляр 15, объектив 8, увеличение х 120.

    Просмотр хрящевой ткани как пример соединительной.

    Режим просмотра может быть оставлен тот же. На рисунке должны быть отражены капсулы, включающие несколько клеток (редко одну) и гомогенное вещество между ними.

    Просмотр гладкой мышечной ткани.

    Мышечная ткань состоит обычно из веретеновидных клеток с палочковидными ядрами. Функций гладкой мышечной ткани имеет две особенности: она не подчиняется человеческой воле; работа гладких мышц регулируется как вегетативным отделом нервной системы, так и гормонами.

    • Просмотр поперечнополосатой мышечной ткани.

    Поперечную исчерченность ткани создают сократительные нити, которые состоят из двух белков (актина и миозина), по-разному преломляющих свет. Их чередование и создает такую окраску. При мышечном сокращении происходит синтез этих белков, ведущих к укорочению сократительных нитей.

    При рассмотрении функций поперечнополосатой мышечной ткани следует заметить, что она регулируется только нервной системой (ее соматическим отделом) и может подчиняться нашей воле.

    Просмотр нервной ткани.

    Показать типичные нервные клетки можно на препаратах спинного мозга, мозжечка и других отделов мозга. Следует обратить внимание на их различную форму и подчеркнуть, что каждый нейрон имеет тело, в котором находятся ядро, цитоплазма и отростки. При этом один из отростков — аксон — имеется у любой нервной клетки. Он проводит нервные импульсы (сигналы нейрона) к другим клеткам и органам. Других отростков — дендритов — может быть много. Нервные импульсы способны передаваться только в пределах нейрона.

    Лабораторная работа №2 «Микроскопическое строение кости»

    Цель: изучить микроскопическое строение костей скелета человека.

    Оборудование: микроскоп, микропрепарат «Костная ткань»

    Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. С помощью рисунка 19, А и Б определите: поперечный или продольный срез вы рассматриваете?

    Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.

    Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

    Сделайте вывод об особенностях микроскопического строения кости, ответив на вопросы:

    Подумайте, почему компактное вещество состоит из многочисленных трубочек с прочными стенками.

    Как это способствует прочности кости при наименьшем расходе материала и массы костного вещества?

    Почему корпус самолета делают из прочных дюралюминиевых трубчатых конструкций, а не из листового проката?

    Лабораторная работа №3 «Мышцы человеческого тела»

    Цель: определить местоположение мышц.

    Оборудование: таблицы костной и мышечной систем.

    Рассматривая таблицу костной системы и таблицу мышечной системы человека и читая текст учебника, найдите известные вам кости и мышцы.

    Лабораторная работа №4 «Утомление при статической работе»

    Цель: определить, при какой работе мышц (динамической или статической) быстрее наступает их утомление.

    Оборудование: секундомер, груз (массой 4-5 кг).

    Опыт 1.Утомление при статической работе. 1.Испытуемый берет груз массой 1,5 кг, и держит его в руке, отведенной

    в сторону под прямым углом к туловищу. На уровне вытянутой руки

    сделайте на доске отметку мелом и включите секундомер.

    Наблюдайте, за какое время произойдет утомление мышц.

    2.Испытуемый берет груз массой 3 кг, повторяет опыт.

    Опыт 2 Утомление при динамической работе

    1. Испытуемый поднимает тот же груз(1,5 кг,3кг) до сделанной метки и

    опускает его. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление.

    2. Результаты оформите в таблице.

    Как нагрузка влияет на развитие утомления мышц?

    Какая работа более утомительна?

    * Почему при стирке белья спина устает больше, чем руки?

    *Как лучше нести груз: без отдыха попеременно правой и левой рукой,

    или одной правой, а потом, отдохнув минуту, груз снова нести в этой же руке?

    Лабораторная работа №5 «Осанка и плоскостопие»

    Цель: научиться выявлять нарушение осанки и формы стопы.

    Оборудование: сантиметровая лента

    1.Для выявления сутулости сантиметровой лентой измерьте расстояние

    между самыми отдаленными точками левого и правого плеча со стороны

    2.Первый результат разделите на второй.

    3.Оформите в виде таблицы.

    Расстояние между левым и правым плечом со стороны

    Если получается число, близкое к единице или больше, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении

    Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак. Если он проходит — нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь- осанка нормальная.

    Вывод: Есть ли у вас нарушение осанки? Если есть, предположите, каковы причины?

    Опыт №3 «Выявление плоскостопия»

    Оборудование: таз с водой, лист бумаги, простой карандаш.

    Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца.

    Соедините две найденные точки прямой линией.

    Оцените свои результаты. Если в узкой части след не заходит за линию — плоскостопия нет.

    Вывод: Есть ли у вас плоскостопие?

    Если есть, предположите, каковы его причины?

    Предложите 3-4 упражнения, предупреждающих плоскостопие.

    Лабораторная работа №6 «Функции венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»

    Цель: познакомиться с функциями венозных клапанов.

    Пояснение. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в ниже лежащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.

    Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту положите обе руки на стол. Наблюдения запишите в тетрадь.

    Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела?

    В какой руке венозные клапаны были закрыты?

    Лабораторная работа №7 «Измерение скорости кровотока

    в сосудах ногтевого ложа»

    Цель: определить скорость кровотока в капиллярах ногтевого ложа.

    Оборудование: линейка, секундомер или часы с секундной стрелкой.

    Измерьте длину ногтя большого пальца от корня до места, где кончается его розовая часть, и начинается прозрачный ноготь, который обычно срезается. Запишите результат.

    Нажмите указательным пальцем на ноготь так, чтобы он побелел. При этом кровь будет вытеснена из сосудов ногтевого ложа. Уберите указательный палец. Через некоторое время ноготь начинает краснеть.

    Повторите опыт, зафиксируйте время до полного покраснения пальца. Это время, за которое кровь проделала свой путь.

    Рассчитайте скорость кровотока в капиллярах ногтевого ложа по формуле

    S- длина пути, которую пройдет кровь от корня ногтя до его вершины,

    t- время, которое ей для этого потребуется. Сравните скорость тока крови в крупных артериях, венах, капиллярах.

    Сформулируйте вывод: Какое значение имеет медленное течение крови в капиллярах?

    Лабораторная работа №8 «Функциональная проба: Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»

    Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой

    Найдите пульс. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2-, 3- и 4-й пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава, нащупывают артерию и прижимают ее к кости.

    Подсчитайте число ударов в спокойном состоянии за 10 секунд. Этот показатель умножьте на шесть и вы получите ваш пульс за 1 минуту. 3.Сделайте 10 приседаний в быстром темпе, снова подсчитайте число ударов за 10 секунд. Этот показатель умножьте на шесть и вы получите пульс за 1 минуту. 4.После 5 минут отдыха в положении сидя подсчитайте пульс за 10 секунд. Определите показания за 1 минуту. 5.Свои результаты оформите в виде таблицы.

    в состоянии покоя

    Число ударов за 1 мин.

    после 10 приседаний

    6.Оцените свои результаты.

    Частота пульса в возрасте 13-18 лет в норме составляет 60-90 ударов в

    минуту. Результаты хорошие, если частота пульса после приседаний повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя; если наполовину-

    результаты средние, если больше, чем наполовину — результаты

    неудовлетворительные. Частота пульса после приседаний нормализуется спустя 2-3 минуты.

    Сделайте вывод о работе собственного сердца в покое и при нагрузке. Почему после физической нагрузки частота пульса увеличилась?

    Лабораторная работа №9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

    Оборудование: сантиметровая лента.

    Испытуемому предлагают приподнять руки и накладывают измерительную ленту так, чтобы на спине она касалась углов лопаток. Во время измерения руки должны быть опущены.

    Измерьте обхват грудной клетки на вдохе. Испытуемый должен глубоко вдохнуть. Мышцы напрягать нельзя, плечи не поднимать. Запишите результат.

    Измерьте обхват грудной клетки на выдохе. Испытуемый должен сделать глубокий выдох. Плечи не опускать, не сутулиться. Запишите результат.

    Оцените свои результаты.

    Сделайте вывод. В норме разница обхвата грудной клетки в состоянии глубокого вдоха и в состоянии глубокого выдоха равна 6-9 см.

    Лабораторная работа №10 «Действие слюны на крахмал»

    Цель: показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал.

    Оборудование: кусочек накрахмаленного бинта, вата, спички, блюдце, вода, йод(5%).

    Пояснение. Крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание.

    1.Приготовьте реактив на крахмал — йодную воду. В блюдце налейте воду и добавьте несколько капель йода до получения жидкости цвета крепко заваренного чая.

    2.Намотайте на спичку вату, смочите ее слюной, а затем этой ватой со слюной напишите букву на накрахмаленном бинте.

    3.Расправленный бинт зажмите в руках и подержите 1-2 минуты.

    4.Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его.

    5.Наблюдайте, как окрасился бинт. Свои наблюдения запишите в тетрадь.

    Вывод. Объясните результаты опыта.

    *Могла ли получиться синяя буква на белом фоне при проведении опыта?

    *Будет ли слюна расщеплять крахмал, если ее прокипятить?

    Лабораторная работа №11 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

    Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

    В положении сидя задержите дыхание при вдохе на максималь­ный срок. Включите секундомер (предварительное глубокое дыха­ние перед опытом не допускается!).

    Выключите секундомер в момент восстановления дыхания. За­пишите результат (А).

    Отдохните 5 мин.

    Встаньте и сделайте 20 приседаний за 30 с.

    Вдохните, быстро задержите дыхание и включите секундомер, не дожидаясь, пока дыхание успокоится, сядьте на стул.

    Выключите секундомер при восстановлении дыхания. Запиши­те результат(B).

    Спустя минуту повторите первую пробу. Результат запишите(C).

    Вычислите процентное отношение B/A X 100% и C/A X 100%

    Оцените свои результаты (см. таблицу на стр.197 учебника).

    Ответьте на вопросы. Почему происходит непроизвольное восстановление дыхания? Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя?

    Лабораторная работа №12 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»

    Цель: познакомиться с функциями мозжечка.

    Закройте глаза. Вытяните вперед руку с выставленным указательным пальцем. Коснитесь указательным пальцем кончика носа. Проделайте то же самое с левой рукой.

    Пояснение. Чтобы совершить это движение и попасть в цель необходимо рассчитать траекторию, определить последовательность и время сокращения определенных мышечных групп, осуществляющих движение по заданной траектории. В этом движении участвуют 33 мышцы, каждая из которых должна в определенное время включиться и выйти из работы.

    Ответьте на вопрос. Какая функция мозжечка была выявлена в этом эксперименте?

    Лабораторная работа №13 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением», демонстрация опыта «Обнаружение слепого пятна»

    Оборудование: трубка, свернутая из листа бумаги.

    Один конец трубки приставьте к правому глазу. Ко второму концу трубки приставьте левую руку так, чтобы трубка лежала между большим и указательным пальцами. Оба глаза открыты и должны смотреть вдаль. Если изображения, полученные в правом и левом глазах, попадут на соответствующие участки коры больших полушарий, возникает иллюзия- «дырка в ладони».

    Лабораторная работа №14 «Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа»

    Цель: пронаблюдать процесс формирования нового динамического стереотипа.

    Измерьте, сколько секунд потребуется, чтобы написать скоро­писью какое-либо слово, например «Психология». С правой сторо­ны проставьте затраченное время.

    .Предложите испытуемому написать то же слово зеркальным шриф­том: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Сделайте 10 попыток, око­ло каждой из них с правой стороны проставьте время в секундах.

    Постройте график. На оси X (абсциссе) отложите порядковый но­мер попытки, на оси У (ординате) — время, которое испытуемый потратил на написание очередного слова).

    Посчитайте, сколько разрывов между буквами было при написании слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево.

    Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляции, попытка бросить работу и др.

    Назовите число букв, в которых встречаются элементы, написанные старым способом.

    Проанализируйте полученный график. Встречаются ли моменты, где навык перестает вырабатываться, когда его результаты стано­вятся хуже? Это случается всегда, когда образовавшаяся система связей исчерпывает себя и начинается новый поиск. Это случается несколько раз помимо нашего сознания и прекращается после то­го, как результаты станут стабильными, а динамический стерео­тип выработанным.

    Объясните опыт, ответив на следующие вопросы:

    Какие факты говорят, что при разрушении динамического сте­реотипа происходит распад общей деятельности на отдельные эле­менты, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам?

    Делаются ли при формировании нового динамического стерео­типа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции? Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рациональ­ного письма?

    В чем выражалась «борьба» между стереотипами — вновь созда­ваемым и старым, хорошо закрепленным? Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому.

    Лабораторная работа №15 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях»

    Цель: определить устойчивость внимания; выяснить условия его повышения

    Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

    Пояснения. Попытайтесь представить усеченную пирамиду, обращенную усеченным концом к вам и от вас. Когда оба образа будут сформированы, они станут сменять друг друга: пирамида будет казаться то обращенной к вам, то от вас. По числу колебаний этих образов можно судить об устойчивости внимания. Обычно измеряют число колебаний внимания в минуту. Для экономии времени можно измерить число колебаний за 30 с. И результат удвоить.

    Опыт №1. Определение устойчивости непроизвольного внимания

    Смотрите на рисунок, не отрываясь от него в течение 30 с. При каждом изменении образа делайте штрих в тетради. Число коле­баний внимания за 30 с удвойте. Оба значения занесите в соответ­ствующие графы таблицы.

    Опыт №2. Удержание образа произвольным вниманием.

    Повторите опыт, соблюдая ту же методику проведения, но поста­райтесь как можно дольше удерживать тот образ, который сложил­ся. Если же он все же изменился, надо удерживать новый образ как можно дольше. Подсчитайте число колебаний. Результаты занеси­те в таблицу.

    Опыт №3. Определение устойчивости внимания при активной работе с объектом.

    Представьте себе, что рисунок изображает комнату. Маленький квадрат — ее задняя стенка. Подумайте, как расставить мебель: диван, кровать, телевизор, приемник и пр. Выполняйте эту работу в течение тех же 30 с. Не забывайте при каждом изменении образа делать штрих, причем каждый раз возвращайтесь к исходному об­разу и продолжайте «обставлять» комнату. «Расставлять» мебель надо мысленно, не отрываясь от рисунка. Полученные результаты занесите в таблицу в соответствующие графы.

    Непроизвольное внимание (без установки)

    Произвольное внимание (с установкой сохранять

    Произвольное внимание при активной работе с объектом

    Вывод. При каких условиях наблюдается наибольшее число колебаний внимания? Почему?

    Программа биологии в 8 классе предусматривает выполнение ряда лабораторных и практических работ, функциональных проб, экспериментов и работу с микроскопом. Они развивают наблюдательность, вызывают интерес к учебному предмету, активизируют познавательную деятельность школьников, способствуют лучшему усвоению учащимися биологических знаний, практических умений и навыков, приучают к культуре труда.

    Лабораторные работы требуют тщательной и своевременной подготовки к их проведению. Учитель заранее составляет планы уроков, в которые включает проведение лабораторных занятий. Выполняя работу, учащиеся должны записывать в своих тетрадях ответы на вопросы, поставленные в задании.

    Во время выполнения той или иной лабораторной работы учащимися учитель контролирует ход работы, делает необходимые пояснения, указывает на ошибки, дает дополнительные вопросы.

    В связи с тем, что темп выполнения работ у учащихся разный учитель готовит дополнительные задания для тех учеников, которые выполнили работу раньше других. Это могут быть вопросы, устные ответы на которые учащиеся смогут дать только после чтения соответствующего текста учебника.

    После окончания выполнения работы необходимо провести проверку качества ее выполнения. Это может быть осуществлено путем беседы, во время которой учащиеся зачитывают ответы на вопросы, поставленные в инструктивной карточке, рассказывает о ходе его выполнения. Так как лабораторные работы по курсу «Человек» являются этапами комбинированного урока, оценка работ проводится по усмотрению учителя (оцениваются работы всех учащихся или несколько из класса).

    Изучение курса «Человек» не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить практическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимает воспитательный потенциал уроков.

    Предлагаемые программой лабораторные работы, функциональные пробы и эксперименты несложны в исполнении, не требуют много времени и специального оборудования. Поэтому могут быть проведены учащимися дома с целью определения уровня здоровья своих близких, выявления отклонений основных соматометрических показателей от нормы для своевременного обращения к врачу. На уроках в 8 классе учащиеся осваивают навыки оказания первой медицинской помощи, что несомненно пригодится в жизни. Таким образом, можно заключить, что лабораторные работы по биологии для 8 класса имеют большое практическое значение.

    Лабораторные работы и демонстрации на уроках биологии в 8 классе выполнены в полном объеме, что несомненно обогатило знания учащихся и повысило их интерес к изучаемому предмету. С помощью анализа полученных результатов мне удалось обратить внимание учащихся на свое здоровье и соблюдение правил гигиены и профилактики заболеваний.

    multiurok.ru

    Интересуетесь ли вы результатами международных исследований качества образования (PIRLS, PISA, TIMSS, ICCS)?

    Активно слежу за такими новостями, ведь они отражают ситуацию в образовании в мире и в нашей стране

    Читаю только из любопытства, но не более того

    Не интересуюсь результатами: все это далеко от реальной жизни

    Всего проголосовало: 122

    Грамотные аргументы могут и мир перевернуть

    номер 16, от 17 апреля 2018

    Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

    Предлагать выпускнику писать о фальши и лицемерии на итоговом сочинении и в «сочинительной части» ЕГЭ по русскому языку не стоит. В том числе, потому, что эта задача может оказаться морально сложной: по мнению Льва Айзермана, сегодня сами эти процедуры «сплошь и рядом учат фальши».

    Как бы ты ни был талантлив и даже гениален, важнее не первенство и соперничество, а сотрудничество и постоянный рост – эта идея лежит в основе ежегодного пермского педагогического форума «Все звезды в гости к нам». О вечных ценностях и вдохновляющих открытиях этого года – в специальном репортаже Ирины Димовой.

    Отойти от борьбы, забыть ожесточение, нести другим мир и отдохновение – этим благотворным навыкам стоит поучиться… у деревьев. Какие еще уроки таит окружающая нас природная среда? Своими находками делится путешественник Владимир Супруненко.

    Урок биологии в 8 классе на тему «Опорно-двигательная система. Осанка. Предупреждение плоскостопия»

    1. Организационный момент.

    2. Проверка домашнего задания.

    1) Что входит в опорно-двигательную систему?

    2) Какие функции выполняет опорно-двигательная система?

    3) Назовите и покажите на скелете части осевого скелета?

    4) Что относится к добавочному скелету? Покажите на скелете.

    5) Где можно найти в скелете человека шов? Что это такое? Какие еще есть виды соединения костей?

    6) Где у мышцы хвост, а где голова?

    7) Что такое гиподинамия? Чем она опасна?

    1) Найдите и покажите грудино-ключично-сосцевидные мышцы. Покажите движения: а) где эти мышцы действуют как антагонисты (поворот головы вправо, влево); б) где эти мышцы действуют как синергисты (опускают голову вниз).

    2) На карточках написаны названия костей скелета. Ученики выбирают карточку и показывают на скелете.

    Какую работу выполняют мышцы рук при ручной стирке белья? (динамическую работу)

    Какую работу выполняют мышцы спины при ручной стирке белья? (статическую работу)

    Что устает больше спина или руки? Почему? (наиболее утомительна статическая работа, требующая сохранения однообразной позы или длительного удержания груза).

    3. Изучение нового материала.

    А. Составить план изучения нового материала.

    — определение (осанки, плоскостопия);

    — степени нарушения (осанки, плоскостопия);

    — причины, вызывающие (нарушение осанки, плоскостопия);

    — выявление нарушения (осанки, плоскостопия) у учащихся класса;

    — меры профилактики нарушения (осанки, плоскостопия).

    Б. Изучение осанки по намеченному плану.

    Состояние позвоночника очень важно для здоровья. В «списке болезней» школьников заболевания позвоночника занимают ведущее место: каждый третий ученик имеет нарушения осанки. Что же такое осанка?

    Осанка – навык, обеспечивающий сохранение привычного положения тела человека при стоянии, ходьбе, сидении, оно зависит от изгибов позвоночника, наклона таза и развития мышц скелета.

    При правильной осанке голова и туловище находится на одной вертикальной линии, плечи развернуты и немного опущены, лопатки прижаты, грудь слегка выпукла, живот втянут, изгибы позвоночника нормальны. (Приложение 1).

    В блестящих свитах принцев и принцесс среди мамушек и нянюшек, учителей и гувернеров всегда был человек, в чьи обязанности вменялось обучать будущих монархов держаться истинно по-королевски. «Ваше высочество, держите спину! — неустанно повторяли они. – Подданные должны узнавать повелителя не по одежде и короне. А по осанке». Величественную осанку – драгоценное наследие царской крови и воспитания, приобретенную в детские годы, они сохраняли до конца своих дней.

    Круглая спина, плоская, кругловогнутая… страшновато звучит? Между тем это всего лишь медицинские термины, обозначающие те или иные нарушения осанки. Формируются они, чуть ли не в младенческом возрасте, а «вылезают», становятся особенно заметными в 6 – 7 лет, когда ребенок идет в школу.

    Степени нарушения осанки:

    — отклонения от нормы слабо выражены и исчезают при старании человека держаться прямо (если он контролирует себя);

    — отклонения от нормы устойчивы, но связаны с нарушением мышечного аппарата. Поддаются исправлению на занятиях лечебной физкультуры (корригирующая гимнастика); (Приложение 3)

    — искривления позвоночника затрагивают скелет:

    а) сколиоз искривления позвоночника в боковую сторону;

    б) лордоз – искривления позвоночника в поясничном отделе кпереди;

    в) кифоз – искривление позвоночника в грудном отделе кзади (сутулая, круглая спина).

    По рисункам определите виды искривления скелета. (Приложение 2).

    Какие причины способствуют нарушению осанки? Давайте в группах проанализируем ситуации и составим схему-кластер «Причины нарушения осанки».

    Неправильная походка. Она существенно ухудшает осанку. Осанка и походка сильно взаимосвязаны. При плохой осанке не может быть правильной походки, и неправильная походка формирует плохую осанку.

    Угнетенное настроение. Стресс приводит к нарушению осанки, из-за этого нарушается дыхание, кровообращение и очень страдает центральная нервная система, что еще более усиливает угнетенное состояние и плохое настроение.

    Недостаточная двигательная активность,

    недостаточное пребывание на свежем воздухе,

    слабое развитие мышц спины из-за малоподвижного образа жизни.

    Привычка носить тяжести в одной руке,

    неудачно подобранные упражнения.

    Неправильное положение тела вовремя сна. Нормальное положение позвоночника может быть нарушено из-за привычки спать «калачиком» или с приподнятыми на подушке плечами, на слишком мягкой или неровной постели. Вредно также редко менять положение тела во время сна, так как нарушается кровообращение.

    Неправильное положение тела за партой.

    Сообщение учащегося. Научно-исследовательская работа «Соответствие характеристики рабочего места антропометрическим показателям ученика».

    Любое нарушение осанки – всегда признаки неблагополучия в детском организме, спутники многих хронических недугов. Они затрудняют работу сердца, дыхательной, нервной, почти всех систем.

    Вы постоянно жалуетесь на головную боль, очень быстро устаете. Причина недомоганий повышенной утомляемости может быть в нарушении осанки.

    Учащиеся выполняют лабораторную работу «Выявление нарушений осанки». Стр. 75. По итогам работы на доске составляется диаграмма (используется цветная бумага: желтый цвет норма, красный цвет отклонение от нормы).

    Учитель: Подумайте, работая в группах, и предложите меры профилактики нарушения осанки.

    Профилактика нарушений осанки

    Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:

    а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

    б) правильная и точная коррекция обуви;

    в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);

    г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание; (Приложение 3)

    д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);

    е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;

    В рационе питания в этот период обязательно должны быть молоко, орехи, масло, яйца, сыр, рыба, печень, морковь, помидоры, апельсины, изюм и другие продукты, богатые микроэлементами (особенно кальцием и фосфором) и витаминами Д и А. От них в значительной мере зависит нормальный рост и развитие костной ткани.

    В. Физкультминутка. (Одна из учениц показывает, весь класс за ней повторяет).

    Это лоб, а это ушки, нос, язык, а это брюшко. Локти, плечи и лопатки, талия, коленки, пятки. Задание усложняется на голову надо положить книгу (задача учащихся, выполняя упражнение не уронить книгу).

    Г.Изучение плоскостопия по намеченному плану.

    Плоскостопие – деформация стопы, при которой уплощаются ее своды.

    а) Поперечное. Уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, а не на 1 и 5, как бывает в норме.

    б) Продольное. Стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы.

    Причины плоскостопия. Рассмотреть рисунки (Приложение 4) и составить схему-кластер «Причины плоскостопия»:

    1) неправильно подобранная обувь (тесная обувь, обувь на высоком каблуке, обувь без каблука);

    2) длительное хождение или стояние;

    3) избыточная масса тела.

    При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппараты стопы. Она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре и даже в пояснице.

    Учащиеся выполняют лабораторную работу «Выявление плоскостопия», стр. 75 (учащиеся дома должны сделать отпечаток стопы).

    По итогам работы на доске составляется диаграмма (используется цветная бумага: желтый цвет – норма, красный цвет – отклонение от нормы).

    При плоскостопии нарушается основная амортизационная функция стопы, ухудшается осанка, что приводит к деформациям позвоночника. Это, в свою очередь, становится причиной сотрясения, смещения и нарушения функций внутренних органов, а так же образования микрокровоизлияний в головном мозге, которые могут вызвать головокружение, повышенную утомляемость.

    Учитель: Подумайте, работая в группах, и предложите меры профилактики плоскостопия. Рассмотрите и запомните упражнения, рекомендуемые людям, страдающим плоскостопием. (Приложение 5).

    При значительно выраженном плоскостопии применяют специальные стельки – супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, голенного и тазобедренного суставов.

    Учитель: Что вы скажите людям, которые носят такую обувь?

    а) туфли на высоком каблуке;

    б) кроссовки (обувь на сплошной подошве, тесную).

    Объясните поговорку «Без осанки конь – корова».

    Неправильная осанка ухудшает фигуру, общий облик и делает человека малопривлекательным. Сгорбленная спина старит даже очень молодого человека. Правильная осанка делает фигуру человека стройной и красивой. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет выправить ее недостатки очень трудно.

    Используя выданный предмет (еловую шишку), придумайте упражнения для профилактики плоскостопия и профилактики нарушения осанки.

    2. Подведение итогов урока «Метод пяти пальцев».

    М.(мизинец) мыслительный процесс: Какие знания, опыт я сегодня получил на уроке?

    Б.(безымянный) близкие цели: Что я делал на уроке, чего достиг?

    С.(средний) состояние духа: Какое у меня настроение на уроке?

    У.(указательный) удивление: Что меня удивило, поразило на уроке?

    Б.(большой) бодрость, физическая форма: Что я сделал (сделаю) для своего здоровья?

    5. Домашнее задание.

    Параграф 15. Определить, соответствует ли ваше домашнее рабочее место вашим антропометрическим показателям, проведя соответствующие измерения. (Приложение 6).

    Галина Денисова, учитель биологии Козьминской средней школы Ленского района Архангельской области

    Приложения — в прикрепленном файле.

    Люди сведущие, явите же наконец миру имя того ублюдка, кто в 70-х постановил изымать из школ Коротковские парты и заменять их теми убожествами, которые партами у меня язык не поворачивается назвать!

    Парты — не парты, стулья — не стулья! Подо мной за время учёбы в школе ТРИ раза ломался стул!

    Про эргономику можно даже не заговаривать — все парты, кроме первых, одинаковой высоты. За одной из первых парт у нас был прописан близорукий глуховатый акселерат (в последних классах его рост стабилизировался на отметке 189 см) — на его осанку невозможно было смотреть без боли! Я же, будучи одного с ним роста, хоть и сидел на последней, мучался ненамного меньше его, и мучаюсь сколиозом до сих пор. После 17 лет приобретённые искревления позвоночника НЕИЗЛИЧИМЫ.

    Побасенка про носку портфеля всё время в одной руке — ПРЕСТУПНАЯ ЛОЖЬ со стороны тех гигиенистов, кто по долгу обязан был работать над предупреждением этого БЕДСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МАСШТАБА!

    ХВАТИТ ПУДРИТЬ ДЕТЯМ И РОДИТЕЛЯМ МОЗГИ. Если и нужно несчастным ученикам какое задание, так это — посмотреть на осанку своих отцов и дедов, и спросить их: за какими партами они провели свои школьные годы.

    Ответы — проще некуда: хорошая осанка — результат Коротковских парт, плохая — позднесоветских! Проверял на всех своих знакомых сам: корреляция — абсолютная!

    Автор, вы со своими головой и хвостом мышцы, да с рефлексией о пяти пальцах — соучастник этого преступления, не иначе! Почти всё что вы написали — не более чем лапша на уши. Ниже я изложу лишь малую толику истины, чтобы уважаемая аудитория могла в этом убедиться.

    Для того, чтобы сохранять правильную осанку в положении сидя необходимо также напрягать икроножные мышцы. Необязательно обе одновременно, а то они быстро устанут. Можно по очереди ставить то одну, то другую ногу на носок.

    Гениальнейшее изобретение Короткова — опорная рейка для ног овального сечения, на которую удобно было опираться только носками! Сиденье Коротковской парты с едва заметным наклоном вперёд вынуждало учеников всё время пользоваться этой рейкой. А низкая спинка не позволяла откинуться и, расслабив мышцы спины, потерять правильную осанку.

    Второй ключевой момент — все отделы позвоночника взаимосвязаны. Излишний изгиб шейного отдела неминуемо приводит к изгибанию грудного и поясничных отделов, и как следствие к лордозу, кифозу и деформации грудной клетки у детей и подростков. Единственный способ избежать излишнего наклона головы вперёд при письме был воплощён Коротковым в наклонной доске.

    Третий момент — правильный наклон всего корпуса, обеспечивался неподвижностью скамьи на выверенном расстоянии от парты. Ну ка, Галина — пройдитесь в начале каждого урока по всему классу и придвиньте/отодвиньте каждого ученика вместе со стулом как надо! Взрослые то, в большинстве своём сидят за рабочим столом или слишком далеко или вплотную, чего же требовать от детей? Неужели вы думаете, что этому просто научиться? Вы эту тему даже не затрагиваете на вашем уроке!

    Ну и главное достижение Короткова — индивидуальный подход. Коротковские парты были разных размеров: мои респонденты даже затруднялись вспомнить число градаций. Факт остаётся фактом: каждому ученику в каждом классе в былые времена находилась парта аккурат под его рост!

    www.ug.ru

    © 2018 Детский травмоцентр "Бегемот"