Лфк профилактика плоскостопия

Лфк профилактика плоскостопия

Особенности упражнений ЛФК при плоскостопии у детей

Здоровая стопа опирается на три точки, которые расположены под большим пальцем, мизинцем и на пятке. Их соединяют между собой связки, мышечная ткань и сухожилия, образующие своды. Своды делятся на продольные, которые проходят по краю внутренней стороны стопы, и поперечные, соединяющие мизинец и большой палец.

При плоскостопии своды уплощаются и начинают опираться на среднюю часть подошвы. Стопа перестаёт выполнять функции амортизатора, и это за неё приходится делать позвоночнику и большим суставам. Нарушается вся тонкая механика ходьбы, развиваются осложнения в спине, коленях и бёдрах. Следствие этого — сколиозы, остеохондрозы, межпозвонковые грыжи, артрозы. Они останутся уже до конца жизни и существенно ухудшат её качество.

Всё больше времени дети проводят сидя у экранов телевизоров, за компьютерами и всевозможными гаджетами. Всё меньше желающих после дождя в летний день побегать босиком по лужам. К развитию плоскостопия приводят следующие обстоятельства:

  • Слабость мышц и связок стопы, передаваемая ребёнку по наследству от родителей.
  • Ожирение и даже просто излишки веса.
  • Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, в том числе и спортивные.
  • Заболевания, которые вызывают потерю функций мышц и связок стопы: ДЦП, полиомиелиты, рахиты.
  • Различные травмы нижних конечностей.
  • Ношение неудобной и не по размеру обуви без каблука и жёсткого задника.
  • Донашивание чужой растоптанной обуви.
  • Первые тревожные изменения обычно замечают родители. Возможно, что ребёнок и сам скажет о возникших проблемах. Это могут быть:

  • Изменение цвета кожи ног из бледно-розовой в синевато-багровую. Это симптом венозного застоя в стопах. Если кожа бледная, без оттенков розового, это уже свидетельство недостаточного кровообращения.
  • Косолапость при ходьбе, когда ступни подворачиваются внутрь.
  • Нога малыша опирается только на внутренние края стопы, а не на всю её поверхность.
  • Ребёнок отказывается от длительных прогулок, жалуясь на боли в ногах и спине при ходьбе, общую слабость и мигрени.
  • Поверхность каблуков обуви стаптывается неравномерно: значительно больше с внутренней стороны.
  • Лечение плоскостопия

    Если подозрение на плоскостопие появилось ещё в первый год жизни малыша, на родителей ложатся заботы о регулярном массаже ножек, упражнениях на их сгибание-разгибание, а потом и о правильной походке. Важно, чтобы ступни во время ходьбы ставились параллельно одна другой, а вес тела равномерно распределялся на их внешние края. Выявление признаков плоскостопия у детей, достигших двухлетнего возраста, уже потребует для лечения физиотерапевтических процедур и комплекса упражнений в форме игр. Всем наверняка придётся по вкусу перекатывать ступнями разноцветные мячи, пытаться удержать их ногами и поднимать, не роняя, вверх.

    У детей старше трёх лет может проявиться так называемое статическое плоскостопие, когда в области медиального края стопы образуются неровности, создаваемые жировой прослойкой. Окончательный приговор «плоскостопие» врач-ортопед может вынести ребёнку только в пяти или шестилетнем возрасте, до этого продольный свод детской стопы всё ещё остаётся нормально плоским. Вернуть здоровье ногам возможно с помощью лечебной физкультуры и массажа, супинаторов и ортопедической обуви, физиотерапевтических процедур и операции. Метод терапии зависит от того, насколько далеко зашло заболевание, а это по силам определить только специалисту.

    Самой простой профилактикой плоскостопия в тёплое время года может служить ежедневная ходьба без обуви по неровностям земли, песка, гальки, асфальта или травы. Зимой в помещениях используют фасоль, каштаны, гречку или специальные массажные коврики, по которым рекомендуется ходить босыми ногами. Хорошо показали себя при лечении плоскостопия у детей занятия плаванием, велоспортом, альпинизмом, ходьба на лыжах, упражнения на канате, бревне и брусьях. Достаточно эффективен массаж в сочетании с медицинскими средствами и тёплыми ваннами.

    Занятия ЛФК при детском плоскостопии должны проводиться под наблюдением квалифицированного врача-ортопеда. В коррекционной физкультуре важное место занимает специальная гимнастика, которая выполняется обязательно регулярно. Она поможет больному ребёнку:

    • Тренировать мышцы и связки ступней.
    • Усилить кровообращение в ногах.
    • Стимулировать выработку внутрисуставной жидкости в голеностопах.
    • Устранить дискомфорт и болевые ощущения при ходьбе.
    • Коррекционные упражнения при плоскостопии выполняются босиком, ежедневно, по 10 или 12 раз каждое, дважды в день, до 15 минут за сеанс. Желательно, чтобы от приёма пищи до начала занятий прошло не меньше часа, а по их окончании до сна оставалось не менее 1,5 часа. Упражнения не должны провоцировать появление болей и переутомлять, а их количество и объём движений увеличивают постепенно. Очень хорошо, если дети будут заниматься в группах. Это даст возможность выполнять упражнения в виде игр, получать не только пользу, но и удовольствие, сделать тренировки привлекательными и весёлыми.

      В положении сидя на коврике или стуле:

    • Катать стопами мяч по кругу и в стороны.
    • Обхватить ступнями мяч, поднять и удерживать в таком положении до 3 минут.
    • Схватив пальцами ног неострый мелкий предмет (мяч, ручку, катушку), поднять его вверх, стараясь не уронить.
    • Взяв пальцами ноги карандаш, попытаться нарисовать что-то простое на листе бумаги.
    • Не отрывая пятки от пола, собирать пальцами под себя носок или платок, потом, расправляя, вытаскивать обратно.
    • Выполнять одновременно круговые движения стопами.
    • Собирать пальцы ног «в кулак», потом разводить «веером».
    • Не отрывая пяток от пола, соединять и разводить носки.
    • Не отрывая носков от пола, соединять и разводить пятки.
    • Чередовать сильное вытягивание вперёд пальцев ног и расслабление.
    • Упражнение «Качели»: медленно подняться на носки, перекатиться на пятки, потом с пяток — опять на носки.
    • Встать на носки и походить на них, потом — только на пятках.
    • Ходьба по гофрированному коврику и ребристой доске, хорошо, если при этом присутствует небольшой уклон.
    • Движение приставными шагами поперёк гимнастической палки.
    • Ходьба на внешнем и внутреннем крае стопы.
    • Приседание, не отрывая пятки от пола.
    • Полуприседание, стоя на пальчиках.
    • Подскоки поочерёдно на каждой ноге.
    • Лазание по шведской стенке.
    • В положении лёжа на спине:

    • Выполнять упражнение «Велосипед» с акцентом на движение стоп.
    • Левой подошвой скользить по правой ноге от ступни вверх к бедру и вниз, потом наоборот.
    • Выполнять упражнение «Аплодисменты» ногами: хлопать подошвами.
    • Зажав между ступнями мяч, поднять ноги вверх, колени прижать к груди и рисовать круги мячом.
    • mama.guru

      Планирование по ЛФК «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия» (для детей младшего возраста)

      ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      А.А. Потапчук , д.м.н. профессор, заведующая кафедры Теории и методики адаптированной физической культуры НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта.

      Е.Г.Сайкина, д.п.м. доцент, профессор кафедры Гимнастики факультета физической культуры РГПУ им. А.И.Герцена.

      Дивлет – Кильдеева И.Г.

      Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре для детей младшего школьного возраста (Профилактика нарушений осанки и плоскостопия)

      Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре предназначена для специалистов школьных учреждений в области физической культуры. Материалы программы могут быть использованы руководителями по физическому воспитанию, методистами, врачами ЛФК, учителями школ, инструкторами по фитнесу, студентами физических, педагогических и медицинских университетов, колледжей, а так же заинтересованными родителями.

      Программа направлена на всестороннее гармоническое развитие детей младшего школьного возраста (6 – 11 лет), укрепления их здоровья, профилактику нарушений осанки и плоскостопия, а так же привитию навыков к систематическим занятиям физической культурой оздоровительной направленности.

      В программе дана структура и характеристика разделов: теоретический – основы знаний; практический – упражнения общей направленности: строевые упражнения, общеразвивающие упражнения при ходьбе на месте и в передвижениях, беге, прыжках, упражнение суставной гимнастики; упражнения специальной направленности: упражнения для формирования и закрепления правильной осанки, профилактики плоскостопия, упражнения дыхательной гимнастики, самомассаж, комплексы упражнений танцевально – игровая гимнастика «СА – ФИ – ДАНСЕ», подвижные игры, коррекционно – профилактические упражнения, комплексы упражнений лечебно – профилактического танца «Фитнес – Данс», упражнения общеразвивающей и специальной направленности, выполняемые без предметов, с предметом (палкой, обручем, со скакалкой и др.) и на гимнастических снарядах (гимнастической скамейке, гимнастической стенке и др.), раскрыто их содержание, определены цели, задачи и требования к уровню подготовленности учащимся. Все комплексы упражнений проводятся под музыкальное сопровождение.

      Программа является приложением к учебно — методическому пособию «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия) для детей младшего школьного возраста.

      Содержание программного материала ……………………… 6

      Характеристика средств программы ………………………. 8

      Примерное распределение учебных часов …………………. 11

      Примерное тематическое планирование программы……… 12

      За годы учебы в школе происходит становление личности каждого школьника раскрытие и развитие их способностей, воспитание у них интереса и желания к овладению новыми знаниями, умениями, навыками. Это в полной мере относится и к педагогическому процессу в области физического воспитания, именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка.

      Вместе с тем, процессы происходящие сегодня в обществе заставляют серьезно задуматься о здоровье подрастающего поколения. Многие исследования показывают, что состояние здоровья подрастающего поколения ухудшается с каждым годом. По мере обучения в школе здоровье у детей не прибавляется, а наоборот. Среди выпускников школ уже более 80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми.

      Количество детей с нарушением осанки в Санкт — Петербурге за последние 30 лет увеличилось в 3 раза и составляет по данным разных исследований, от 60 до 80 %, т.е. четыре ребенка из пяти имеют деформации опорно – двигательного аппарата. Распостраненность плоскостопия составляет сегодня 40 % , это в 3 раза больше, чем в начале 60-х годов (15%). Увеличивается патология не только опорно — двигательного аппарата, но и основных органов и систем, таких как сердечно- сосудистая , мочевыделительная, дыхательная, пищеварительная и др.

      В этой связи становится актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекция недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности. С целью профилактики различных заболеваний у детей и подростков и повышения их двигательной активности встала необходимость создания этой программы. Она направлена на исправление дефектов осанки, плоскостопия и развития различных функций и систем организма школьника.

      В программе в качестве основного коррегирующего средства, использованы различные методики лечебной физической культуры, а так же упражнения оздоровительно — развивающей программы “СА-ФИ-ДАНСЕ “ разработанной в РГПУ им. А.И.Герцена (авторы: Фирилева Ж.Е. и Сайкина Е.Г.) и практический опыт работы автора в этой области.

      В содержание программы входят простые по форме упражнения, направленные на формирование правильной осанки, исправления дефектов позвоночника и стопы, укрепления дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма ребенка, которые дают возможность тренировать как сердечную, так и дыхательную мускулатуру.

      Для развития и совершенствования психомоторных способностей школьников, оптимизации роста и укрепления мелкой моторики рук в программу включены упражнения ритмопластики, игропластики и пальчиковой гимнастики.

      Эти упражнения развивают ручную умелость, положительно воздействуют на процессы мышления, памяти, развивают силу, гибкость, координацию движений быстроту и выносливость.

      Игровой массаж и упражнения в расслаблении служат основой закаливания и оздоровления детского организма, способствуют снятию напряжения и закрепощенности различных мышечных групп.

      Подвижные игры предусматривают закрепление пройденного материала в игровой форме, повышают интерес к уроку лечебной физической культуры.

      В программе определены оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, установлены требования к занимающимся, даны рекомендации по упражнениям и использована специальная литература. Предполагается, что освоение данной программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем, создаст необходимый двигательный режим и хороший эмоциональный уровень занятий.

      Программа предназначена для специалистов дополнительного образования, инструкторов по детскому фитнесу, а так же специалистов по физическому воспитанию в школьных общеобразовательных учреждениях для детей специальной медицинской группы.

      Целью программы является содействие всестороннему гармоническому

      развитию организма ребенка, морфологическому и

      функциональному совершенствованию его органов и систем, профилактика

      и коррекция нарушений осанки и плоскостопия.

      Оздоровительно – коррекционные задачи

      1. Содействие оптимизации роста и развитие опорно – двигательного

      аппарата, гармоничное развитие мышечной силы;

      2. Содействие формированию и закреплению правильной осанки,

      развитию сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма,

      активизации обменных процессов, укреплению нервной системы и

      3. Обеспечить оптимальное для данного возраста и пола развитие двигательных

      качеств: силы, гибкости, выносливости, координации движений и др.;

      4. Способствовать закаливанию, повышать устойчивость организма к неблаго-

      приятным воздействиям внешней среды.

      1. В ооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в разно-

      образных условиях жизни;

      2. Формировать у детей знания о личной и общественной гигиене и способство-

      вать закреплению навыков соблюдения гигиенических правил в школе, дома,

      в труде и во время отдыха.

      3.Расширить кругозор в области физической культуры, развивать интерес и

      потребность к занятиям физическими упражнениями, за пределами школы

      — обязательный элемент режима дня при условии решения этой задачи.

      III . Воспитательные задачи.

      Формировать навыки дисциплинированного поведения в соответствии с

      правилами для учащихся в школе и в спортивном зале;

      2. Воспитывать ответственное отношение к выполнению учебных заданий,

      согласованной работы в коллективе;

      3. Формировать навыки доброго тактичного отношения друг к другу, взаимного

      контроля, взаимовыручки и культурного поведения;

      4. Воспитывать трудолюбие, самообладание, выдержку и настойчивость в

      5. Способствовать развитию интеллектуальных качеств, внимания, памяти,

      повышению познавательной активности.

      Для решения поставленных задач требуется соблюдение следующих правил:

      Активизация двигательного режима школьника.

      Путем контроля через родителей – за рациональным режимом.

      Создание наилучших эстетических условий дома и в школе.

      Обеспечение систем врачебного контроля, самоконтроля.

      В течении занятий давать теоретические сведения:

      Основы знаний о личной гигиене;

      Влияние занятий физическими упражнениями не системы дыхания, крово-

      обращения, центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат.

      Основные приемы самоконтроля;

      Здоровый образ жизни – одна из основных ценностных ориентаций воспитания личности;

      Режим дня и двигательный режим;

      Правила и формы занятий физическими упражнениями, доступными видами спорта в свободное время;

      Полноценный сон и режим питания и т.д.

      1.Упражнения общего воздействия;

      2.Общеразвивающие упражнения без предметов.

      3.Общеразвивающие упражнения с предметом;

      а) с гимнастической палкой;

      4.Общеразвивающие упражнения у гимнастической стенки и скамейке;

      5. Упражнения на расслабление, дыхание, самомассаж.

      6.Упражнения оздоровительно-развивающей гимнастики “ C А-ФИ-ДАНСЕ”.

      б) упражнения ритмической гимнастики;

      в) пальчиковая гимнастика;

      7.Подвижные игры для формирования правильной осанки

      а) симметричные упражнения;

      б) асимметричные упражнения;

      в) упражнения для закрепления правильной осанки.

      9. Примерные комплексы упражнений:

      а) для профилактики нарушений осанки;

      б) при сутулой спине;

      в) при боковом искривлении;

      г) упражнения для профилактики плоскостопия.

      10. Лечебно – профилактический танец «ФИТНЕС – ДАНС»

      Требования к учащимся

      Занимающие должны знать о правилах личной гигиены, режима дня:

      1. Уметь выполнять специальные комплексы упражнений для профилактики

      нарушения осанки и плоскостопия;

      2.Овладеть специальными упражнениями для развития дыхания и сердечно-

      сосудистой системы организма;

      3.Иметь определенный “ запа c ” движений для развития двигательных

      4.Уметь правильно выполнять упражнения самомассажа, игропаластики,

      Рис. 1 Содержание программы «Профилактика нарушений

      осанки и плоскостопия.

      ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ПРОГРАММЫ

      «ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЯ»

      Основными средствами программы по ЛФК являются физические упражнения общеразвающей и специальной направленности, выполняемые без предметов, с предметами (палкой, мешочками, обручем, скакалкой) и на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка, скамейка). Исходными положениями таких упражнений могут быть: лежа на спине, животе, сидя с прямыми и согнутыми ногами, в упорах присев, упорах стоя и лёжа, в положениях стоя и в висах.

      Упражнения общей направленности

      Включают: строевые упражнения, общеразвивающие упражнения при ходьбе на месте и в передвижениях, беге, прыжках, упражнения суставной гимнастики, на растягивание и расслабление мышц, упражнения на дыхание и массаж. Комплексы упражнений общей направленности содействуют развитию мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решают задачи общей физической подготовки занимающихся Это так же оказывает профилактическое воздействие на опорно- двигательный аппарат ребёнка.

      Строевые упражнения являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения на площадке. Они способствуют формированию правильной осанки, формируют навыки коллективных действий.

      Общеразвивающие упражнения без предметов оказывают разностороннее и избирательное воздействие на организм занимающихся, развивают двигательные способности, формируют правильную осанку, регулируют физическую нагрузку.

      Общеразвивающие упражнения с предметами и на снарядах включают упражнения с гимнастическими палками, с мешочками, с обручем, со скакалкой.

      Воздействуют на мышцы всего тела, способствуют развитию быстроты и выносливости.

      Упражнения на расслабление мышц и самомассаж способствуют формированию свободного движения, что улучшает качество двигательного навыка. Применяются при снижении физической нагрузки, содействуют хорошему кровообращению в мышцах и их питанию, улучшают самочуствие, стабилизируют сон.

      Суставная гимнастика оказывает положительное влияние не только на морфологию суставов, но и на ближайшие мышцы и связки, увеличивая их подвижность и эластичность.

      Упражнения специальной направленности

      Включают упражнения для формирования и закрепления правильной осанки, профилактики плоскостопия, упражнения дыхательной гимнастики. Здесь используется большинство упражнений коррекционной и лечебно – профилактической направленности.

      Формирование и укрепление осанки. Практически все упражнения в программе «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия» являются средствами для формирования правильной осанки. При подборе специальных комплексов упражнений определяется их направленность. Это упражнения: на создание представления и формирования правильной осанки: на укрепления мышц и формирование «мышечного корсета», закрепление и совершенствование навыков правильной осанки, коррекционные упражнения.

      Профилактика плоскостопия – упражнения для укрепления сводов споты в различных исходных положениях (лёжа, сидя, стоя у опоры). Они сочетаются с общеразвивающими упражнениями и с упражнениями в расслаблении мышц.

      Дыхательная гимнастика — специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Эти упражнения в разной степени связаны с общеразвивающими упражнениями.

      Коррекционные упражнения — это упражнения для формирования и закрепления осанки. Симметричные упражнения, асимметричные упражнения.

      Примерные комплексы при начальной стадии бокового искривления позвоночника. При сутулой спине (кифотическая осанка). Примерные комплексы упражнений для профилактики и лечения начальных форм плоскостопия.

      Комплексы упражнений «СА – ФИ – ДАНСЕ»

      Направлены на решение задач развития двигательных способностей детей, креативности, музыкально – ритмического развития.

      Пальчиковая гимнастика в программе представлена упражнениями для развития мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения пальчиками с речитативом. Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных действиях со стихами и речитативом. Игры – соревнования.

      Игропластика. Специальные упражнения для развития мышечной силы в образных и игровых действиях и заданиях, для развития гибкости, укрепления мышц живота и спины. Примерные комплексы упражнений.

      Упражнения ритмической гимнастики – это «Часики», «Три поросенка», «Красная шапочка», «Трубачист», «Упражнения с гимнастическими палками» и др. (Описание комплексов ритмической гимнастики смотри в методических пособиях 1987 -2001 г.)

      Комплексы упражнений «Фитнес – Данс»

      Из большого разнообразия комплексов упражнений лечебно – профилактического танца «Фитнес – Данс» были отобраны наиболее эффективные для целенаправленного корригирующего воздействия на различные органы и системы организма, в первую очередь – опорно – двигательный аппарат. При этом используются упражнения общеразвивающей и специальной направленности, выполняемые без предметов, с предметами (палкой, обручем, со скакалкой и др.) и на гимнастических снарядах (гимнастической скамейке, гимнастической стенке и другие). Все комплексы упражнений проводятся под музыкальное сопровождение.

      Подвижные игры для формирования правильной осанки.

      Большое разнообразие игр развивают лидерство, инициативу, раскрепощённость, активность. В них используются приёмы имитации, подражания, образного сравнения, ролевые ситуации, соревнования.

      Структурную основу программы «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия « составляют: основы знаний, практический материл (умения, навыки и развитие двигательных способностей) и требования к занимающимся.

      Программа имеет гибкий характер, позволяющий, в зависимости от условий материальной базы, уровня физического развития и подготовленности занимающихся рационально варьировать содержание программы и творчески обеспечить её выполнение.

      Изучение учебного материала осуществляется в логической последовательности в сочетании взаимосвязанных занятий, которые проводятся два раза в неделю, из расчета 68 часов в год. (Таблица 1)

      Педагогу необходимо правильно спланировать и определить преемственность тем, объём и нагрузку учебного материала на каждое занятие, учитывая этапы обучения двигательным действиям, уровень физической подготовленности и физического развития занимающихся.

      Произвольное изменение количества упражнений и их последовательности в комплексах приведёт к нарушению дозировки физической нагрузки, соответственно, повлияет на решение поставленных педагогических задач всей программы.

      Примерные планы – графики планирования

      В приложении даны примерные планы – графики планирования учебного материала программы «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия», которые имеют форму таблиц, в них используются следующие условные обозначения:

      ( + ) – использование данного материала на уроке;

      ( Р ) – разучивание двигательного действия под непосредственным контролем

      ( З ) – закрепление двигательного действия;

      ( С ) – совершенствование двигательного действия до уровня навыков и умений;

      ( П ) — повторение данного материала;

      ( 1,2,3,4) – в графе «Ходьба и бег» означает время (в минутах.)

      infourok.ru

      Лечебная физкультура (ЛФК) при плоскостопии

      Гимнастика при плоскостопии является элементом лечебной физкультуры (ЛФК). И в комплексе с ношением ортопедических стелек и массажем, является неотъемлемой составляющей при лечении и профилактике плоскостопия.

      Лечебная физкультура (ЛФК) при плоскостопии помогает укреплять мышечно-связочный аппарат, который поддерживает сводчатое строение стоп и фиксирует их в правильном положении. Для этого применяется лечебная физкультура (лфк), ходъба по неровной поверхности (галька, гравий), по мягкому грунту (рыхлая почва, песок).

      В домашних условиях удобно пользоваться специальным ортопедическим ковриком с покрытием в виде "камушков". Упражнения на таком коврике помогают восполнить недостаток двигательной активности, стимулируют работу мышц и связок стопы. Одновременно с этим происходит массаж подошвенных поверхностей.

      Комплекс лечебной физкультуры (ЛФК) у пациентов с плоскостопием:

    • укрепляет связочный аппарат стопы;
    • тренирует мышцы, поддерживающие свод и балансирует их работу;
    • улучшает кровообращение и лимфодренаж в нижних конечностях;
    • стимулирет образование суставной жидкости, способствует улучшению работы суставов, снижает воспаление и уменьшает боли.
    • Представленный комплекс лечебной физкультуры (ЛФК) состоит из 12 упражнений, подходит для детей и для взрослых. Каждое упражнение нужно повторять 20 раз. Выполнение всего комплекса занимает 10-15 минут утром и вечером. Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием в виде домашних заданий.

      Упражнение «КАТОК» — ребенок катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

      Упражнение «РАЗБОЙНИК» — ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

      Упражнение «МАЛЯР» — ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

      Упражнение «СБОРЩИК» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переносе.

      Упражнение «ХУДОЖНИК» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

      Упражнение «ГУСЕНИЦА» — ребенок сидит на полу с согнутыми коленями. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.

      Упражнение «КОРАБЛИК» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).

      Упражнение «СЕРП» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.

      Упражнение «МЕЛЬНИЦА» — ребенок, сидя на полу с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в разных направлениях.

      Упражнение «ОКНО» — ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

      Упражнение «БАРАБАНЩИК» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

      Упражнение «ХОЖДЕНИЕ НА ПЯТКАХ» — ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

      www.vertebrolog.kiev.ua

      Плоскостопие: причины и профилактика

      Плоскостопие сегодня является распространенной патологией. Очень часто оно развивается еще в младенческом возрасте. Поэтому родители должны знать, на какие характерные признаки им следует обратить внимание. Ведь в 2–3 года устранить неправильную форму ступней гораздо проще, чем во взрослом возрасте.

      Если пустить эту ситуацию на самотек, можно ожидать серьезных последствий в будущем. У взрослых людей деформация стопы такого типа практически не лечатся. Все усилия в этом случае направляются лишь на предупреждение ухудшения ситуации. Усугубиться она может в любой момент и виной тому неправильное поведение человека.

      Профилактика плоскостопия в раннем возрасте позволит сохранить здоровье стоп и всей опорно-двигательной системы.

      Дети до года имеют плоские ступни. Когда ребенок начинает ходить, формируется правильная форма его ножек, мышцы при этом укрепляются. Это очень важный период, в котором родители должны помочь своей крохе.

      Определенные причины провоцируют развитие плоскостопия еще в возрасте 1–2 года. При этом начинает проявляться деформация стоп. Их поперечный и продольный свод опускается. Если до 3–5 лет физиологический свод стопы не сформировался, то требуется проводить лечение. В детском возрасте терапия практически всегда успешна.

      Профилактика плоскостопия у детей в 1–3 года подразумевает выполнение несложных рекомендаций. От внимательности и действий родителей в этот период зависит здоровье ножек их малютки.

      Причины плоскостопия

      Существует множество факторов, которые провоцируют развитие плоскостопия в любом возрасте. В большинстве случаев это приобретенная патология. Она может сформироваться даже в возрасте 40–50 лет, но довольно часто такие люди имеют предрасположенность к опущению свода стопы. Основные причины патологии следующие:

    • Наследственная предрасположенность.
    • Недостаточность соединительной ткани.
    • Отсутствие здоровой нагрузки при ходьбе (особенно в возрасте 1–2 года).
    • Неправильная обувь.
    • Чрезмерная нагрузка на ноги.
    • Очень полезно ходить босиком по неровным поверхностям. Следует отметить, что крайне вредно длительное время ступать по таким поверхностям, как линолеум, ламинат, кафель. Малыши до трех лет должны чаще гулять босиком по теплому песку, траве. Это самые естественные неровности для наших ног.

      Такие причины, как ожирение, длительное стояние на ногах также способствуют появлению отклонений. Эти люди попадают в группу риска. Они должны контролировать форму ступней, проводить регулярную профилактику.

      Часто причины опущения свода стопы заключаются в ношении неправильной обуви.

      Слишком плоская подошва, высокий каблук, плохое качество материалов могут спровоцировать появление плоскостопия. Это основные причины, способные привести к появлению деформации ступней как в возрасте 3–5 лет, так и у взрослых.

      Перечисленные причины вызывают ослабление мышц стопы. Это сопровождается определенными симптомами. Чем больше лет ребенку (или запущеннее патология), тем изменения будут заметнее. Основные симптомы:

    • Легче нагнуться, чем присесть за упавшим на пол предметом.
    • Болезненность в ногах, коленях, спине.
    • Походка неестественная, тяжелая.
    • Деформации различных типов (пальцы неправильной формы, неестественно широкая нога).
    • Отклонения в развитии мышечной массы нижних конечностей.
    • Может расти косточка возле большого пальца (наблюдается в зрелом возрасте).
    • Врастают ногти.
    • По данным статистики, около 65% детей возрастом до 7 лет страдают плоскостопием различной выраженности. Потому профилактика является крайне актуальной. Это важно и во взрослом возрасте. Множество неблагоприятных факторов повышают риск развития патологии.

      Плоскостопие является серьезной угрозой для здоровья и самочувствия человека. Чем раньше начинает формироваться неправильное положение стопы, тем сильнее будут последствия. Если у ребенка в 2–3 года свод не приподнялся, во взрослом возрасте может проявиться множество заболеваний. Основные из них такие:

    • Нарушается строение опорно-двигательного аппарата.
    • Появляются боли в коленях, бедрах, пояснице.
    • Наблюдаются головные боли, головокружение.
    • В запущенном случае нарушается работа внутренних органов.
    • Такая распространенная патология может обернуться возникновением очень серьезных заболеваний. Поэтому в любом возрасте необходимо проводить профилактические мероприятия. Это предотвратит развитие недугов скелета, суставов и прочих систем организма.

      Представленная патология различается по некоторым критериям. При постановке диагноза и выборе лечения, врач ознакомится с сопутствующими факторами. Он должен выяснить, какие события привели к появлению отклонений. Также оценивается степень выраженности плоскостопия. Опущение свода может быть:

      Этот показатель зависит в большей степени от веса человека. Чем больше нагрузка на ноги, тем сильнее проявляется продольное плоскостопие.

      Происхождение патологии

      Во время проведения обследования врач диагностирует факторы, повлиявшие на опущение свода. Это не всегда легко сделать, особенно у детей. По этому критерию различают такие виды плоскостопия:

    • Врожденный тип. Его тяжело диагностировать у детей до 6 лет.
    • Травматическая разновидность. Возникает после переломов лодыжки, пяточной кости.
    • Рахитический тип. Под нагрузкой ослабленные кости деформируются.
    • Статический вид. Это самая распространенная разновидность. Ее вызывает постепенное ослабление мышц ног. Это происходит из-за недостаточной их тренированности, неправильного образа жизни.
    • В соответствии с факторами, вызвавшими патологию, врач может назначить комплекс мероприятий. Это поможет провести полноценное лечение неправильной формы ступней.

      Степень выраженности

      Родители должны предпринимать действия по профилактике деформации стопы у своего ребенка. Это необходимо делать с первого года его жизни. Если этого не происходит, возможное нарушение со временем усугубляется. Обследование выявляет стадии ее выраженности. Всего их существует четыре:

    • Первая степень самая легкая. Угол деформации между I и II плюсневыми костями не превышает 12 градусов. Первый палец при этом отклоняется не более, чем на 20 градусов.
    • Вторая степень характеризуется увеличением представленных показателей до 15 и 30 градусов.
    • При третьей степени выраженности углы уже достигают 20 и 40 градусов.
    • Последняя стадия в запущенных случаях превышает значение показателей третьей степени.
    • С развитием деформации изменяется след от ноги человека. Чем сильнее степень плоскостопия, тем тяжелее вернуть правильную форму. Поэтому при появлении первых признаков, следует обратиться к врачу.

      Чтобы вовремя определить плоскостопие у ребенка, родители должны обратить внимание на некоторые внешние признаки. Это несложно сделать в домашних условиях. При первых же подозрениях следует обратиться за консультацией к специалисту. Родители должны обратить внимание на такие особенности:

    • Если смотреть на пятки сзади, они должны стоять ровно, без перекосов.
    • Обувь при деформации стопы стаптывается неравномерно.
    • Важно оценить, как ребенок ставит ногу на опору.
    • Обращают внимание на след от ножек ребенка.
    • Полноценную диагностику в детском или взрослом возрасте проводит ортопед. Он назначит пройти рентген в двух проекциях в положении стоя. Это позволяет врачу сделать вывод о степени выраженности отклонений.

      В зависимости от особенностей плоской стопы, степени ее деформации ортопед разрабатывает комплекс мероприятий по лечению отклонений. Чем моложе пациент, тем эффективнее будет воздействие на патологию. В некоторых случаях лечение направлено на удержание деформации на прежнем уровне. В запущенной стадии, когда пациент уже взрослый, полностью устранить плоскостопие крайне тяжело. Лечение подразумевает следующее:

      1. Укрепление мышц нижних конечностей с помощью гимнастики.
      2. Массаж.
      3. Ходьба по поверхности с неровностями.
      4. Ванночки для ног, водные процедуры.
      5. Ношение ортопедической обуви, стелек.
      6. Гимнастика предполагает выполнение подъема на носках с перекатом на пятки, хождение на внутренней, внешней стороне стоп. Пальцами ног следует пытаться поднимать различные предметы с пола. Стоя с сомкнутыми ногами нужно максимально развести носки, а затем то же самое сделать с пятками.

        Комплексы упражнений очень разнообразны. После гимнастики делают массаж. Начинают от голени. Затем от пальцев ног к пятке выполняют массирующие движения. Полезно наступать на специальные валики, коврики.

        Вечером необходимо делать различные ванночки. Посещение бассейна оказывает положительный эффект на весь организм, укрепляет иммунитет.

        Поэтому при плоскостопии следует уделить внимание именно этому виду спорта.

        Предупреждение плоскостопия у детей дает очень хорошие результаты. Взрослым, у которых работа связана с длительным стоянием, также необходимо выполнять профилактические действия. Они заключаются в гимнастических упражнениях, ходьбе босиком по неровной поверхности. Полезны в этом случае массажи и водные процедуры.

        Сидя на бортике бассейна, можно просто бултыхать ногами в воде. Даже такое простое движение оказывает правильную нагрузку на мышцы стоп. Плавание предотвращает развитие заболеваний позвоночника, суставов. В этом случае следует отдать предпочтение технике кролем или на спине.

        Вечером полезно делать ванночки для ног. При этом можно использовать отвары лекарственных трав. Для повышения тонуса мышц, следует чередовать ванночки с теплой и холодной водой. Сначала ноги следует хорошо распарить в горячей, затем опустить их в холодную воду. После процедур следует сделать массаж стоп.

        Для профилактики развития плоскостопия не нужно много времени. Следует уделить внимание нескольким простым движениям. Их выполняют босиком:

      7. Ходить по песку или поролону, согнув пальцы ног. При этом упор приходится на внешний край стопы.
      8. По наклонной плоскости спускаются, опираясь на внешний край стопы.
      9. Боком нужно пройти по бревну.
      10. Это естественная зарядка для ступней. Для детей это превращается в веселую игру. Это просто и очень полезно.

        Помимо физических упражнений, ортопеды советуют выбирать правильную обувь. Это немаловажный фактор в профилактике плоскостопия. Требования к обуви следующие:

      11. Материал натурального типа (кожа, хлопок).
      12. Носок широкий.
      13. Каблук детской обуви занимает 1/3 подошвы.
      14. Женский каблук не должен превышать 4 см.
      15. Подошва гибкая.
      16. Следует также отметить, что обувь должна быть новой. Если ее носил другой человек, нагрузка распределялась особым образом. Другим ногам это пойдет во вред. Туфли, сапоги или кроссовки должны быть удобными и качественными. На этом не стоит экономить.

        В процессе формирования стопы у ребенка немаловажную роль играет здоровое питание. Чтобы мышцы развивались правильно, нужно употреблять достаточное количество витаминов и минералов. Также подвижные игры на свежем воздухе, посещение спортивных кружков будут способствовать гармоничному развитию всех систем организма. От комплексности подходов в деле проведения профилактики плоскостопия зависит конечный результат.

        Вопрос правильного развития стопы требуется постоянно держать на контроле.

        Несложные профилактические упражнения следует выполнять начиная с самого раннего возраста. Возможные отклонения легче предупредить, чем лечить их спустя длительное время.

        От правильной формы стопы во многом зависит здоровье и самочувствие человека. Поэтому точная диагностика и своевременная коррекция гарантируют, что плоскостопие исчезнет быстро, а последствий удастся избежать.

        moyskelet.ru

        Как лечить плоскостопие у детей? Упражнения, ЛФК, массаж и профилактика

        Многие родители задают вопрос, в каком возрасте проявляется плоскостопие у детей? Актуальность проблемы обусловлена тем, что до 3-5 лет у детей может наблюдаться, так называемое, физиологическое плоскостопие: наличие жировой прослойки в области медиального края стопы создает иллюзию «плоской стопы», хотя на самом деле нога ребенка развивается согласно возрастным нормам, и у родителей нет оснований для беспокойства.

        Иначе следует подходить к проблеме вальгусной деформации стопы. Данная патология развития опорно-двигательного аппарата проявляется уже в возрасте 9-12 месяцев, и в этом случае развивающееся плоскостопие у детей физиологическим не является. Заболевание требует максимально раннего начала лечения, которое предполагает использование ортопедических изделий (подокорректоры, лангеты, ортопедическая обувь), миостимуляцию, лечебную гимнастику и массаж.

        Плоскостопие у детей: лечение, упражнения

        Причиной развития плоскостопия чаще всего является наследственная слабость мышечно-связочного аппарата подошвенной поверхности стопы и голеностопного сустава (в том числе в результате дисплазии соединительной ткани). Соответственно, при диагнозе плоскостопие у детей лечение направлено, главным образом, на укрепление связок, сухожилий и мышц в области продольного (у детей уплощается чаще) и поперечного свода стопы.

        Как лечить плоскостопие у ребенка? Перечень рекомендаций во многом будет определяться возрастом ребенка, возможностями терапии, формой и степенью плоскостопия. Впрочем, независимо от типа и стадии недуга, начинать лечение следует с выбора обуви и модификации двигательной активности. Ребенок должен как можно чаще ходить босиком по неровной поверхности и делать лечебную гимнастику, а задача родителей – выбрать хорошую ортопедическую обувь и подокорректоры (стельки-супинаторы).

        Упражнения при плоскостопии у детей

        Осваивать лечебные упражнения при плоскостопии у детей можно в любом возрасте. Школьник может выполнять гимнастику самостоятельно, а маленькому ребенку лучше представить комплекс ЛФК в форме игры. Пока ребенок играет, мама должна помнить, что ее главная задача – максимально задействовать мышцы подошвенной и тыльной поверхности стопы, а также мышцы голени, отвечающие за пронацию/супинацию стопы и сгибание/разгибание пальцев.

        Индивидуальный комплекс лечебных упражнений родители могут получить у детского ортопеда-травматолога, либо у врача методиста ЛФК; при плоскостопии у детей рекомендованы следующие типы движений:

      17. сгибание/разгибание пальцев ног сидя или лежа;
      18. вращение стоп в положении сидя или лежа;
      19. захват пальцами ног различных предметов (карандаш, мелкие игрушки) с последующим поднятием их с пола;
      20. перекатывание игрушек ступней по полу;
      21. рисование различных предметов на бумаге при помощи ног и т.п.

    Кроме того, в ЛФК при плоскостопии у детей обязательно нужно включать прогулки босиком по земле, гальке, неострым камням. Раздражение рецепторов на поверхности стоп включает «рефлекс защиты», который в свою очередь активирует все группы мышц, отвечающие за формирование и укрепление сводов стопы.

    Родителям следует иметь в виду, что релевантную «массажную поверхность» можно создать и в условиях городской квартиры. Для этого можно приобрести специальные массажные коврики, а можно разбросать на полу морские камушки или мелкие игрушки (без острых краев, разумеется). Неплохо подойдут для этих целей и старые канцелярские счеты.

    Ортопедические изделия и массаж при плоскостопии у детей

    Выбор ортопедической обуви – очень важный и ответственный шаг. Сразу должны предупредить: нельзя покупать «ношеную» обувь и донашивать обувь после родственников и старших братьев. Эта обувь уже деформирована, а потому ее ношение может привести к прогрессированию недуга. При плоскостопии у детей обувь должна быть новой, качественной и лечебной.

    Начальные степени плоскостопия можно корректировать с помощью ортопедических изделий (обувь, стельки) фабричного изготовления. При 2-й и 3-й степени плоскостопия целесообразно ношение обуви (равно как и использование стелек), изготовленной по индивидуальному слепку стопы.

    Массаж при плоскостопии у детей является не основным, а вспомогательным методом терапии. Массаж стоп позволяет поднять тонус мышц подошвенной поверхности ступни, улучшает кровообращение и способствует улучшению работы суставно-связочного аппарата.

    Профилактика плоскостопия

    NB! Обращаем внимание родителей, которые привыкли «дуть на воду». Здоровым детям нельзя использовать лечебную ортопедическую обувь и корригирующие стельки. Это приведет к ослаблению связочно-мышечного аппарата и создаст условия для деформации стопы!

    Профилактика плоскостопия сводится к соблюдению следующих правил:

  • Ребенок должен носить качественную новую обувь, с прочной, но гибкой подошвой, высоким задником и закругленным носком. И, разумеется, обувь нужно своевременно менять – она не должна становиться тесной.
  • Ребенок должен как можно чаще ходить босиком по естественным поверхностям: по земле, по песку, по камням. Паркет и линолеум к естественным поверхностям не относятся, а потому в условиях городской квартиры целесообразно создать «массажные поверхности», упомянутые выше по тексту.
  • Упражнения при плоскостопии у детей, в отличие от ортопедической обуви, показаны и здоровым детям, а также детям с минимальными признаками уплощения сводов стопы.
  • В рационе ребенка должно быть достаточно продуктов, богатых витамином Д, кальцием и фосфором, так как нарушение минерального обмена способствует развитию деформации костно-мышечной системы.
  • Если родители смогут следовать этим простейшим рекомендациям, малыш будет расти крепким и здоровым. Помните, плоскостопие – это не только деформация стоп. Утрата стопой амортизационной функции дает зеленый свет заболеваниям суставов ног и дегенеративным процессам в поясничном отделе позвоночника. А потому, не забывайте о постулатах профилактической медицины и растите здоровыми!

    osteohondroz-med.ru

    Профилактика плоскостопия у детей и взрослых

    Наверное, можно по пальцам пересчитать тех детей, да и взрослых тоже, которые бы не столкнулись с не очень радостным диагнозом «плоскостопие». Но, несмотря на эту тенденцию, плоскостопие проще и легче предупредить, нежели потом лечить. Ведь, по статистике, чем старше человека, тем сложнее исправить тот или иной дефект или же устранить патологию. Причем, относится это не только к плоскостопии.

    Что такое плоскостопие?

    Плоскостопие – это тяжелая патология, которая характеризуется деформацией стопы. В ортопедии подобные клинические случаи не редкость. Стоит отметить, что если запустить процесс дегенеративного разрушения хрящей и суставов стопы, то такое состояние может привести к тяжелой форме инвалидности. Поэтому, не стоит к плоскостопии относится как к явлению, которое «или само пройдет, или же – будет время, тогда пойдем в больницу». Особенно, это касается тех родителей, которые заметили, что их ребенок во время ходьбы ставит ножки криво.

    Стопа ребенка более склонна к различного рода деформациям и патологическим процессам. Но, при этом, она также легко поддается коррекции. Именно поэтому, когда ребенок еще мал, можно откорректировать не только плоскостопие, но и другие дефекты. Если речь идет о взрослом плоскостопии, то стопа в таком случае достаточно сложно поддается какой-либо коррекции.

    Невозможно в домашних условиях полноценно оценить и сказать – есть ли у ребенка или же взрослого какая-либо патология либо нет. Чтобы поставить окончательный диагноз, нужно обратиться к врачу-ортопеду. Он, в свою очередь, должен направить пациента на рентген стопы.

    Первые признаки плоскостопии

    Первым звоночком, сигнализирующем о том, что человеку необходимо обратиться к врачу-ортопеду, является:

  • Стоптанная обувь с одной стороны;

    Если же у вас или у вашего ребенка появился хотя бы один из признаков, то спешите записаться на консультацию к врачу-ортопеду. Помните, что плоскостопие – достаточно серьезное нарушение, которое в итоге ведет к быстрому износу всего опорно-двигательного аппарата.

    Наиболее важно обращать на ножки и ходьбу ребенка. Ведь, у взрослых плоскостопие проявляется закономерно – если в детстве не было вовремя обнаружено нарушение опорно-двигательного аппарата, то это приводит к плоскостопию у взрослого человека.

    Профилактика плоскостопии

    Итак, необходимо знать и главное – понимать, что предупредить возникновение плоскостопии можно! Для этого важно придерживаться нескольких очень важных правил:

  • Обязательно ходите босиком – чем больше, тем лучше;
  • Если есть возможность, то ходите босиком по земле, по траве, гальке или же хвойным иголкам;
  • Если ваша профессиональная деятельность связана с постоянным нахождением на ногах, то старайтесь каждый час, хотя бы по 5 минут отдыхать;
  • Не пренебрегайте специальными профилактическими стельками;
  • Если плоскостопия у ребенка, то непременно подберите ему правильную обувь, которая бы достаточно плотно удерживала ногу. При этом, обязательно проследите, чтобы обувь не давила и не слетала с ножки ребенка. На пятке должен быть достаточно плотный задник.
  • Покупайте ортопедическую обувь, подошва которой будет с небольшим бугорком. Это даст возможность стопе перекатываться.
  • Если вы будете выделять всего лишь несколько минут в день и заниматься гимнастикой для ног, то это позволит предупредить плоскостопию. Даже, если вы не умеете делать зарядку, то ничего страшного. Приобретите себе в спортивном магазине специальный коврик для массажа и по несколько минут в день ходите по нему.

    Не забывайте следить за своей осанкой – это очень важно. Уделите время и свое внимание, и чаще обращайте внимание на стопы при ходьбе. В идеале стопы должны быть расположены на равном расстоянии друг к другу, то есть параллельно.

    У женщин плоскостопия может проявиться с годами. Причина этому – ношение неправильной теской и очень неудобной обуви. Также, способствует образованию плоскостопии постоянно хождение на каблуках, что в корне неправильно. Ногам нужно обязательно давать отдохнуть, поэтому старайтесь чередовать и менять обувь, в которой вы ходите каждый день.

    В некоторые периоды жизни человека, риск возникновения плоскостопии особенно велик. Это возраст, когда ребенок делает первые шаги; период достаточно активного роста (подростковый возраст), период формирования и полового созревания, а также время беременности у женщин. К этому списку можно также отнести климакс и преклонный возраст как у женщин, так и мужчин. Можно сделать вывод, что следить за тем, как именно вы ходите, какую обувь носите и т.д. нужно в любом возрасте. В данном случае взрослый должен побеспокоиться не только о себе, но и о ребенке, а именно – вовремя укрепить мышечный аппарат, связки и суставы.

    Комплекс упражнений для предупреждения плоскостопии

    Абсолютно все упражнения, предупреждающие образование плоскостопии, нужно делать сидя. Итак, первое: опустите ноги под углом в 90 градусов и опустите руки. Это ваше исходное положение. Затем, 20 раз поднимите и затем опустите носки ног. Следующее упражнение: положение – исходное; поднимите и опустите пятки – 20 раз.

    Третьим упражнением будет следующее: соедините ноги, затем 20 раз их нужно развести стороны и затем снова соединить носки стоп. При этом ни в коем случае не отрывайте стопы от пола.

    Далее, вы должны изобразить своими стопами езду на велосипеде. Как? Сгибайте и разгибайте стопы и при этом старайтесь делать ими круговые движения. После гимнастики можно походить по квартире, перекатываясь с носка на пятку в течение 30 минут.

    medportal.su

    © 2018 Детский травмоцентр "Бегемот"