Профилактика плоскостопия для дошкольников

Профилактика плоскостопия для дошкольников

Содержание статьи:

Игровые упражнения по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста

Процесс формирования стопы начинается с первых шагов ребёнка. При правильном развитии в строении стопы появляются продольный и поперечный своды, выполняющие амортизирующую функцию при ходьбе. Если же формированию этих сводов что-то помешало, то увеличивается нагрузка на позвоночник, что в свою очередь может привести к нарушению осанки, болями в спине и шейном отделе, артритом, артрозам, остеохондрозу. Чтобы избежать этих недугов, необходимо проводить профилактику плоскостопия самого раннего детства.

Плоскостопие является одним из распространённых заболеваний опорно-двигательного аппарата. Статистика показывает, что в последние годы у современных детей наблюдается тенденция к увеличению количества случаев нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе развития плоскостопия.

Родители, педагоги, медицинский персонал дошкольного образовательного учреждения должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребёнка на боли при невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии. Необходимо помнить, что у детей плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах, поэтому рекомендуется периодически осматривать стопы детей и принимать меры профилактики. В период роста и развития состояния свода стоп неустойчиво и может меняться под воздействием неблагоприятных факторов в худшую сторону, а при правильной организации воспитательно-образовательного процесса в лучшую сторону. Формирование сводов стоп — длительный процесс.

Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата детей должна планироваться ежедневно, в системе, начиная с раннего детства в различных формах физкультурно-оздоровительной деятельности.

Различают продольное и поперечное плоскостопие.

Если в какой-то из «арок» происходит спад, вызванный ослаблением мышц, то нагрузка перемещается на другие точки, которые начинают испытывать избыточное давление, это приводит к деформации стопы и к определённому виду плоскостопия.

Поперечное плоскостопие — это когда передний отдел стопы распластан, и это является одной из причин искривления пальцев ноги.

Продольное плоскостопие-это отсутствие внутреннего продольного подъема стопы, из-за этого стопа полностью лежит на внутреннем крае, при этом отклоняясь во внешнюю сторону.

1. Раннее вставание и ходьба;

2. Избыточный вес;

3. Генетическая предрасположенность;

5. Длительное хождение босиком по полу с твёрдым гладким покрытием;

6. Плохо подобранная обувь;

7. Перенесённые заболевания (рахит, осложнения после полиомиелита);

8. Недостаточная или избыточная физическая нагрузка.

Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания — гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Гигиенические факторы- это гигиена обуви и правильный её подбор. Размер и форма обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Обувь должна быть сделана из натуральных материалов, внутри с твёрдым супинатором, поднимающим внутренний край стопы. Подошва должна быть гибкой и иметь каблук (5-10 мм), искусственно поднимающий свод стопы и защищающий пятку от ушибов. Она должна соответствовать форме и размеру стопы, была удобной при носке, не сдавливала стопу, нарушая кровообращение и вызывая потёртости. Длина следа должна быть больше стопы в носочной части, припуск в 10 мм.

Природно-оздоровительные факторы- хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и её сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием включением в содержание деятельности по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы. Известно, что без многократного повторения формировать двигательный навык у ребёнка невозможно, но работа, требующая точных движений, быстро утомляет детей. Традиционные упражнения: ходьба на пятках, носках, наружном крае стоп, согнув пальцы и т. д. используемые педагогами для профилактики плоскостопия во время утренней гимнастики, физкультурных занятий или после сна во время закаливающих мероприятий малопривлекательны для ребёнка. Поэтому лучше использовать игровые приёмы, которые позволяют в увлекательной форме способствовать укреплению и повышению тонуса мышц свода стопы.

— соблюдать профилактику плоскостопия;

— проводить закаливание детей;

— подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными;

— учить освобождаться от стрессов, перенапряжения.

Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопии у детей дошкольного возраста.

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.

Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.

Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.

Оборудование: контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист картона с изображение ёлки.

Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.

Игровое упражнение «Солнышко» (коллективное).

Оборудование: пуговицы разного размера.

Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.

Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.

Выполнение: пальцами ног собрать «урожай» в ведёрке.

Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»

Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в определённое место.

Игровое упражнение «Рисуем подарок другу».

Оборудование: листы бумаги, фломастеры.

Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.

Игровое упражнение «Сварим суп из макарон».

Оборудование: обруч, поролоновые палочки.

Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.

Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.

Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.

Игровое упражнение «Эстафета с палочкой».

Оборудование: палочки дл. 20 см

Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не уронив её на пол.

Автор: Жарикова Наталья Михайловна,

МБДОУ детский сад №54 «Радуга», г. Воркута, Россия

planetadetstva.net

Информационный портал для родителей и воспитателей

Упражнения для профилактики плоскостопия у дошкольников

В каждом дошкольном учреждении проводятся занятия по физической подготовке детей: развитие в них выносливости, силы, скорости, реакции. В столь юном возрасте ребенок еще только растет и крепнет, а потому ему очень важно иметь полноценный опорно-двигательный аппарат, за счет которого происходят абсолютно все движения. Большим благородным делом для педагога является профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста – упражнения по ней проводятся или группами, или индивидуально с малышами, имеющими серьезные проблемы.

Плоскостопие у детей в теории

Термин «плоскостопие» уже содержит в себе визуальную интерпретацию данного понятия. Человек, у которого наблюдается плоскостопие, имеет нарушения функций стопы, при котором опускается свод: или продольный, или поперечный. Отсюда и различаются виды этого недуга, которые могут возникать отдельно или в комплексе. Кроме того, типы плоскостопия врачи различают по причине возникновения – от врожденного (диагностируется не раньше 5 лет) до статического.

Причинами плоскостопия у детей дошкольного возраста могут быть следующие:

  • Наследственность. В этом случае профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, упражнения которой направлены на недопущение его возникновения, может оказаться недостаточной.
  • Лишний вес. Особенно актуален при продольном плоскостопии: чем больше у ребенка вес, тем выше нагрузка на стопу, и тем явнее проблема.
  • Полученные травмы. Например, перелом лодыжки или кости пятки.
  • Паралич подошвенных мышц. Чаще диагностируется как последствие полиомиелита.
  • Рахит.
  • Слабые мышцы стоп. Такая причина актуальна тогда, когда ребенок получает недостаточно нагрузки на ноги, ведет не активный образ жизни. Излишние нагрузки без отдыха тоже могут спровоцировать плоскостопие.
  • Ношение неудобной обуви.
  • Слишком рано сделанные первые шаги ребенка.
  • Помимо проведения упражнений для профилактики плоскостопия, в случае начинающейся проблемы у ребенка дошкольного возраста, необходимо дать ряд рекомендаций родителям. В первую очередь, это визит к специальному врачу. Второе – ношение не просто удобной обуви, а ортопедической обуви: от сандалий до зимних ботинок. В наше время во многих магазинах продаются отдельно ортопедические стельки, которыми можно снабдить любую понравившуюся пару обуви.

    Важная рекомендация – естественный массаж ног. Массаж сам по себе очень полезен для ребенка, но в случае с нарушением функции стоп он крайне необходим. Можно ходить босиком по камешкам, песку, траве, палкам.

    Еще один важный момент касается упражнений для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. Упражнения выделяются традиционные и те, что носят игровой характер. Порекомендуйте родителям уделять занятиям время дома.

    При желании можно купить или соорудить своими руками массажный коврик.

    Традиционные упражнения для профилактики плоскостопия

    Такие упражнения для профилактики подходят не только детям, но и взрослым. Многие из них максимально просты и могут быть интересны ребятам дошкольного возраста.

  • Дошколята сгибают и разгибают стопы с максимально возможной амплитудой, задерживая их на несколько секунд в крайнем положении.
  • Дети «крутят» в воздухе педали велосипеда, делая особый упор на правильность выполнения движения стопами.
  • Пальчики на ногах сжимаются и разжимаются, образуя веер.
  • Стопами прямых ног обхватывается мячик и перекладывается за голову. Затем возвращается обратно.
  • В положении сидя на стуле:

  • С прямых стоп переходить на носочки и обратно.
  • Собирать разбросанные предметы разной величины пальцами ног.
    • Дети ходят друг за другом то на пятках, то на носочках, то на внутренней стороне стопы, то на внешней.
    • Ходьба на носках, но не стоя, а в полуприседе.
    • Ходьба по гимнастической палке. Для крох дошкольного возраста в младшей группе можно использовать обручи: стопы кладутся поперек или каждая нога по очереди катает этот обруч.

    Занятия обычно проходят с использованием специального инвентаря. Ребристые дорожки, небольшие надувные мячи, канаты, обручи, простынки, полусферы.

    Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста – упражнения в игровой форме

    Игровые упражнения ради профилактики плоскостопия могут проводиться или утром во время гимнастики, или в свободное время с воспитателем, или на обычной физкультуре, или во время пробуждающей гимнастики после сна, или во время лечебной физкультуры. В результате укрепляются мышцы свода стоп, повышается их тонус.

    mojdetskijsad.ru

    ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

    Консультация для родителей

    Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.

    Стопы несут опорную и амортизирующую функции, предохраняя внутренние органы, спинной и головной мозг от толчков при передвижении.

    Плоская или уплощенная стопа может быть врожденной, а может и образоваться в процессе жизни человека. При плоскостопии нарушается нормальная функция самой стопы, а значит и всех ее функций. При плоскостопии, сопровождающим уплощением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положения таза и позвоночника, что отрицательно влияет на общее состояние здоровья ребенка. Нередко плоскостопия является одной из причин нарушения осанки.

    В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью. Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки и т.д. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли; они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии.

    Поэтому профилактика плоскостопия и своевременное обнаружение уплощения стопы чрезвычайно важны в период роста и развития опорно-двигательной системы организма. В возрасте 3 — 7 лет необходимо корректировать склонные к уплощению стопы, и закрепить правильный свод стопы.

    Основную роль в профилактике плоскостопия имеет закрепление сводчатой формы стоп, противодействие развитию деформации стопы и коррекция склонных к уплощению стоп. Этому способствуют физические упражнения направленные на развитие силы и эластичности мышц голени, стопы, и связок аппарата голеностопного сустава.

    Для предупреждения плоскостопия надо соблюдать следующие профилактические меры:

    Обувь для ребенка должна быть с небольшим каблучком (пол сантиметра), мягким супинатором и жестким задником. Нельзя носить слишком тесную обувь и обувь на плоской подошве. Ребенку не следует донашивать чужую обувь.

    2. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

    Необходимо регулярно выполнять упражнения для профилактики плоскостопия, укрепляющие мышцы стопы и голени, а также тонизировать мышцы стопы ходьбой босиком по песку, траве, гальке, прочим неровностям или по специальному коврику. Формирование свода стопы нуждается в постоянной тренировке.

    3. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.

    Необходимо вести активный образ жизни, выполнять общеразвивающие упражнения для нижних конечностей (ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц свода стопы).

    4. ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ.

    Для правильного формирования стопы немаловажным является здоровое питание. Важно обеспечивать правильный фосфорно-кальциевый обмен, наличие витамина Д.

    О степени уплощения стопы можно судить по её отпечатку. След ноги должен иметь значительную выемку с внутренней стороны. Чем эта выемка меньше, тем больше уплощение стопы.

    При диагностике плоскостопия у детей нужно учитывать их возрастные особенности. С рождения у ребенка своды стоп заполнены подкожным жиром. К трем-четырём годам кости, мышцы и сам внешний вид стопы приобретают очертания взрослой стопы. Чем старше ребенок, тем лучше виден просвет свода стопы.

    Для диагностики возьмите чистый лист бумаги и положите его на пол. Затем намажьте ступни ребенка каким-нибудь жирным кремом и поставьте его на этот лист. Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела могла распределиться равномерно. На бумаге останется четкий отпечаток стоп. Возьмите карандаш и проведите линию, соединив края подошвенного углубления. За тем, перпендикулярно этой линии проведите прямую, пересекающую углубление стопы в самом глубоком месте.

    Для проведения занятий по профилактике и коррекции плоскостопия желательно использовать массажные коврики; массажные мячи различного размера; эспандеры и массажёры для стоп. (См. Приложение 1,2)

    Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия,

    которые можно выполнять в домашних условиях

    Упражнения в ходьбе

    1. Ходьба на пятках.

    2. Ходьба на наружном крае стоп.

    3. Ходьба на носках, на носках с поворотом пяток внутрь

    4. Ходьба с согнутыми пальцами стоп.

    5. Ходьба спиной вперед.

    Упражнения в положении стоя

    1. Стоя, стопы параллельно, руки на поясе: подниматься вместе и попеременно на носки;

    2. Приподнимать пальцы стоп с опорой на пятки, вместе и попеременно;

    3. Перекат с пяток на носки и обратно;

    4. Сокращение стоп, сокращение стоп с продвижением вперед;

    5. Сведение и разведение пяток;

    6. Полуприседание и приседание на носках;

    Упражнения в положении сидя на полу

    1. Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп на себя и от себя.

    2. Согнуть ноги в коленях, упереться стопами о пол. Разводить пятки в стороны и возвращаться в и. п.

    3. Согнуть ноги в коленях, упереться стопами о пол. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры.

    4. Ноги согнуты в коленных суставах, бедра разведены, стопы соприкасаются друг с другом по подошвенной поверхности. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.

    5. Скользящие движения стопы одной ноги по голени другой, с одновременным охватом поверхности голени. То же другой ногой.

    6. Сидя, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят параллельно. Приподнимание пяток вместе попеременно.

    7. Сгибание и разгибание стоп, сжимание и разжимание пальцев, круговые движения по максимальной окружности в обе стороны, поворот стоп подошвами внутрь.

    8. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

    9. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другую сторону. Тоже пальцами стоп другой ноги.

    10. Сидя на полу, ноги прямые, кисти рук в упоре сзади, разводить колени, подтягивая стопы до полного соприкосновения подошв.

    11. Захват и удержание мяча (среднего размера) двумя стопами, перекладывание с места на место.

    Упражнения на массажном коврике. (см. приложение 2)

    1. Ходьба медленная с глубоким перекатом стопы.

    2. Ходьба на носках, на наружных краях стопы.

    3. Перекаты с носков на пятки и обратно.

    4. Приставные пружинящие шаги .

    5. Легкие поскоки, прыжковые упражнения.

    Упражнения сидя на стульчике

    1. Собирание с пола мелких предметов (карандашей) или ткани пальцами ног.

    2. Катание карандашей

    Комплекс с различными предметами

    1. «Каток» — ребенок катет вперед-назад мяч, валик или палку. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой.

    2. «Разбойник» — ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на которой лежит груз (камень), сначала одной. Затем другой ногой.

    3. «Сборщик» — И.П. – тоже. Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске.

    4. «Художник» — И.П. – тоже. Карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

    5. «Носильщик» — поднять кубик (мешок, мячик) двумя ногами, перенести его вправо, положить на пол. Вернуть кубик И.П. Затем кубик перенести в левую сторону, вернуться в И.П.

    Поглаживание, растирание, разминание, вытягивание пальцев, вибрации, пассивные движения и вращения.

    infourok.ru

    Упражнения для профилактики плоскостопия у детей и взрослых

    Профилактике плоскостопия у детей следует уделять большое внимание ввиду распространения заболевания среди малышей. Уже в детском саду воспитатели предлагают детям ряд комплексных упражнений, игр и занятий, направленных на профилактику болезни ног. Детский возраст более податлив к корректировке стоп, патологию проще предупредить, чем лечить во взрослом возрасте. Какие упражнения для профилактики плоскостопия будут эффективны детям и взрослым, расскажет статья.

    Существует ряд правил проведения профилактики плоскостопия у детей и взрослых:

  • Ходьба босиком. Ортопеды рекомендуют как можно больше ходить по траве, камням, земле, полу дома;
  • Выполнять комплекс упражнений для профилактики плоскостопия ежедневно, несколько раз в день. Идеальным вариантом будет совместное занятие детей и родителей в утренние и вечерние часы;
  • Совмещать упражнения стоит с массажем ног. Родители могут делать самостоятельно массажный комплекс, либо обратиться к профессионалу;
  • Приобретать малышу только правильную обувь. Она не обязательно должна быть ортопедической. Специализированную стоит носить только при подозрении на развивающееся плоскостопие. Она должна быть удобной, с мягкой толстой подошвой. С подросткового возраста обязательное присутствие в ней супинатора. Высота каблука не должна превышать 4 см. Во время ходьбы и в спокойно положение обувь должна крепко удерживать ногу, но не давить и не натирать ее. Обращать стоит внимание на подошву, стельку. На них должен присутствовать бугорок;
  • Ортопеды советуют всем следить за осанкой. Это позволит предупредить патологию позвоночника, опорно-двигательного аппарата;
  • Взрослым необходимо ежедневно давать ногам отдых. Достаточно через каждые 3-4 часа позволять им расслабляться.
  • Соблюдение простых правил обеспечит предупреждение плоскостопия у детей и взрослых.

    Особую роль играет профилактика плоскостопия для дошкольников. Возраст от 3 до 6 лет – самый податливый для коррекции стопы. В этот период начинает активно развиваться опорно-двигательный аппарат.

    Профилактика плоскостопия у дошкольников

    Современные детские сады имеют множество преимуществ в реализации профилактики плоскостопия для детей 2-3 лет, малышей старшего дошкольного возраста. Существует много методик, игр, занятий с детьми, помогающих предупредить недуг:

  • Выполнение упражнений для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. Они начинают утро с зарядки, в обеденное время приходят на занятия по физкультуре;
  • Во многих детских садах сегодня имеются бассейны. Детям достаточно 1-2 занятия в неделю;
  • Детские сады оснащены специальными приспособлениями для предупреждения плоскостопия у детей. Это массажные ортопедические коврики, мячи;
  • ЛФК (лечебная физкультура) – неотъемлемая часть в предупреждении болезни ног. Она стимулирует активность стопы.
  • Проводить профилактику плоскостопия дошкольника могут не только воспитатели в детском саду, но и взрослые самостоятельно в домашних условиях. Необходимо выполнять простые правила, помогающие предотвратить патологию у ребенка. Ортопеды советуют родителям:

  • Обратить внимание на обувь, которую носит ребенок 2-5 лет. Она должна крепко держать стопу, иметь выступ в районе свода, быть удобной и подходить по размеру;
  • Многие родители предпочитают брать обувь на размер больше для малышей, так как детская нога растет быстро. Делать этого не стоит. Это повышает риск деформации стопы, так как нога находится несколько часов в неправильном положении.

  • Хорошим правилом будет выполнение ежедневных или еженедельных закаливаний (они должны проводится по согласию малыша, для детей 3-5 лет идеально подходит ходьба босиком по ортопедическому ковру);
  • Дети должны больше бывать на свежем воздухе, летом ходить босиком, после ванны использовать контрастный душ.
  • Нагрузка на ноги детей должна соответствовать возрастным особенностям развития: росту, весу, массе тела.

    Комплекс упражнений для детей

    Выполнять упражнения дети могут совместно с родителями. Они не представляют большой сложности для взрослого. Гимнастика для профилактики плоскостопия – ключевой момент в предупреждении заболевания. Выполнять движения следует под контролем взрослого.

    Упражнения для детей 2-3 лет

  • Набрать в тазик теплой воды, не превышающий 38 градусов и не ниже 36, можно добавить морскую соль. В таз опустить камни, лучше, если они будут различные по размеру. Ребенок должен опустить ноги в емкость с водой, поиграть с камнями. Перебирать их пальцами, перемещать с одного места в другой, после походить минут 5 по ним самостоятельно, без помощи взрослого;
  • Ходьба босиком с чередованием движений: поднятие на носки, опускание на пятки. Можно попрыгать на носочках, сменять деятельность ходьбой на пятках. Такие простые движения стимулируют мышцы, позволяют укреплять ступни малыша;
  • Положить под ноги малыша маленький мячик с шипами. Он самостоятельно, без помощи взрослого, катает его от пятки к носку и в обратном направлении.
  • Каждое упражнение ребенку 2-3 лет следует выполнять не более 5 раз. Проводить комплекс упражнений рекомендуется в утренние часы, когда ноги ребенка не устали.

    Комплекс упражнений для детей 4-7 лет

    Для детей данного возраста приемлемо выполнение игровых упражнений:

  • Игра «Захвати мяч». Проводиться в положении сидя, на стуле. На пол ставится мяч небольшого диаметра, который можно захватить ногами. При помощи ступни ребенок должен, не вставая со стула, обхватить мяч, приподнять ноги до уровня колен, пронести с помощью ног мяч влево, потом вправо, положить на место. Выполнять 3- 5 раз;
  • Игра «Составь фигуру». Можно использовать яйца из киндеров-сюрпризов, карандаши, либо другие предметы, которые можно ухватить пальцами ног. Исходное положение сидя. Ребенок старается с помощью представленных ему предметов сложить определенную фигуру, перетаскивая их только пальцами ног;
  • «Построй башню». В положении сидя с помощью стоп поставить кубики друг на друга для получения большой башни. Чем выше будет башня, тем лучше.
  • Детям более старшего возраста (от 7 лет), можно предложить следующий комплекс упражнений:

  • В положении стоя, ноги прямо, параллельно друг другу, взять в руки палку, вытянуть ее вперед, нагнуться вниз, чтобы предмет коснулся пола (нельзя во время выполнения задания подниматься на носки, при правильном выполнении должно чувствоваться напряжение в голени и стопе);
  • Лечь на пол, ноги прямо, взять любой предмет пальцами ног, поднять его вверх, опустить обратно на пол (лучше всего подходят предметы: небольшое одеяло, карандаш, гимнастическая палка);
  • Выполнить чередующуюся ходьбу на носках, на пятках, перекаты, на внешней стороне стопы.
  • Проводить каждое упражнение стоит не более 5-7 раз в зависимости от возраста ребенка.

    Комплекс упражнений для взрослого

    Упражнения укрепляют мышцы голени, выравнивают осанку, укрепляют подошву. Выполнять их может любой взрослый после консультации специалиста. Все комплексы можно разделить по основному исходному положению.

    В положении сидя на стуле:

  • Производить стопами круговые движения влево, вправо;
  • Не сгибая колени, не приподнимаясь от стула, натянуть носки к себе, от себя;
  • Работа с пальцами ног: сгибание, разгибание;
  • Поставить ноги на пол, разводить носки в стороны, не отрывая пяток;
  • С помощью пальцев поиграть с воображаемым песком, сгребать и пересыпать;
  • Захват пальцами ног различных предметов, передвижение их перед собой;
  • Катать подошвой предмет с выпуклыми шипами, иглами и т.д.
  • Во время ходьбы:

  • Пройтись по бревну босиком;
  • Простая спокойная ходьба по полу с чередованием поднятия на носки, пятки, ходьба по внутренней стороне стопы;
  • Ходьба гусиным шагом в течение 3 минут.
  • В положении стоя:

  • Простоять 40 секунд на внешней стороне подошвы, опустить ноги на пол;
  • Приподняться на носочки, пятки;
  • Перекаты с носки на пятку;
  • Наклоны вперед, ноги прямые, вместе, достать рукой до пола, не отрывая стопы;
  • Приседания, не отрывая пятки от пола.
  • Для профилактики плоскостопия следует выполнять комплекс ежедневно 2 раза утром и вечером. Каждое движение – 10 раз. Если во время движений ощущается сильная боль, следует проконсультироваться со специалистом.

    Упражнения в профилактике плоскостопия играют важную роль. Они помогают укрепить стопу, мышцы, голеностопный сустав, предупреждают развитие патологических процессов.

    nogivnorme.ru

    • Главная
    • Школа
    • Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста
    • Игры и упражнения для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

      Стопа — опора, фундамент тела. Нарушение фундамента отражается на формировании подрастающего организма.

      Плоскостопие — нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок.

      В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено. Поэтому нашей задачей является укрепление мышц и связок стопы. Правильно подобранная обувь, ходьба босиком по естественным поверхностям (песку, траве, закаливающие процедуры в комплексе с физическими упражнениями являются залогом в успешной профилактики и коррекции плоскостопия.

      Вместе с мамой, вместе с папой.

      Упражнения для предупреждения развития плоскостопия у детей

      Исходное положение (и. п.) -стоя напротив ребенка, ноги слегка расставлены, возьмите ребенка за руки. Напомните ребенку, что спинку надо держать прямо, подбородок не опускать. Поднимите пальцы ног вверх; опустите. Повторите упражнение 10-12 раз

      . Поднимитесь на носки; досчитайте до трех; опуститесь. Повторите 5-6 раз

      «Кораблик качается на волнах»

      . Встаньте на пятки, подняв носки вверх; энергичным перекатом поднимитесь на носки. Повторите 10-12 раз

      «Кораблик качается на волнах» (вариант 2)

      . Удерживая равновесие, выполните перекат вправо; вернитесь в и. п. ; сделайте перекат влево. Повторите 10-12 раз

      И. п. — стоя напротив ребенка, держа его за руки. Ноги поставьте вместе, носки разведите в стороны, спинка прямая подбородок не опускать. Выполните подъем на носки; вернитесь в и. п. Повторите 10-12 раз

      . И. п. — стоя напротив ребенка; руки в стороны; следите за осанкой. Согните ногу в колене; удержите это положение в течение, досчитайте до пяти; поменяйте ногу. По мере усвоения упражнения, увеличивайте время удерживания положения. Можно предложить ребенку попробовать приподняться на носок опорной ноги, затем опуститься на всю стопу.

      . И. п. — встаньте рядом с ребенком, возьмите его за руку. Стопы поставьте вместе; выполните сгибание пальцев ног; подтягивая пятки, продвигайтесь вперед.

      Исходное положение (и. п.) -сидя на коврике рядом с ребенком; руки поставьте за спину с упором в пол, спинка прямая, не поднимайте плечи вверх; ноги прямые.

      «Пальчики играют в прятки»

      . Согните пальцы ног (спрятались пальчики) ; вернитесь в и. п. (нашлись пальчики).

      Повторите 10-12 раз

      «Утята учатся плавать»

      . Направьте носочки от себя; Направьте носочки на себя. Повторите 10-12 раз

      . Выполняйте движение, «рисуя» круг стопой сначала в одну сторону, затем в другую. Повторите упражнения 8 раз правой и левой стопой

      . И. п. — сидя на коврике рядом с ребенком; руки поставьте за спиной с упором в пол; спина прямая; ноги согнуты в коленях, стопы слегка расставлены. Соедините носки; разведите носки в стороны. Повторите 10-12 раз

      . И. п. — согните ноги в коленях, стопы прижмите друг к другу (пальчики к пальчикам, пятка к пятке) ; выпрямляйте ноги в коленях, стараясь удерживать стопами «кораблик»; вернитесь в и. п. Повторите 4 раза

      . И. п. — согните ноги в коленях, стопы поставьте на пол; сгибайте пальцы, подтягивая пятку, выполняя движение вперед; вернитесь в и. п. Повторите 3-4 раза

      . И. п. — согните ноги в коленях, стопы поставьте на пол на носочки; выполняйте движения стопами вверх и вниз, касаясь пола только пальцами ног. Повторите 16 раз

      «Греем, греем наши ножки»

      . И. п. — такое же, как в упражнении «кораблик»; выполняйте движение стопами вперед-назад, оставляя их прижатыми друг к другу. Повторите 10-12 раз

      Игра «Волшебный мячик»

      Материалы: массажный мячик

      Я мячом круги катаю,

      Взад-вперед его гоняю.

      Ловко им поглажу ножку,

      Будто я сметаю крошку.

      И сожму его немножко,

      Как сжимают лапку кошке.

      Мячик пальцем покручу,

      И другой ногой начну.

      Использование: собрать, рассыпанные по полу пуговицы с помощью ног, выложить из пуговиц узор, фигуру, орнамент.

      Материалы: фломастеры, карандаши, палочки разного цвета.

      Использование: выложить из палочек пальцами ног заданный рисунок.

      Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

      С первыми шагами ребёнка начинается процесс формирования стоп.

      Окончательно стопа формируется у ребёнка к семи-восьми годам.

      Плоскостопие считается одним из самых распространённых заболеваний у детей. Но родители часто не воспринимают это заболевание всерьёз, и это неправильная позиция. При правильном формировании в строении стопы появляются продольный и поперечный своды. Если же формированию что-то помешало, следует плоскостопие.

      Как предупредить плоскостопие?

      • Обувь у ребёнка должна быть сделана из натуральных материалов, внутри с твёрдым супинатором, поднимающим внутренний край стопы.

      • Подошва детской обуви должна быть гибкой и иметь каблук (5-10мм, искусственно поднимающий свод стопы, защищающий пятку от ушибов.

      • Обувь должна соответствовать форме и размеру стопы, быть удобной при носке и не должна мешать естественному развитию ноги, сдавливая стопу, нарушая кровообращение и вызывая потертости.

      • Обувь должна быть максимально легкой, достаточно жесткой, с хорошим задником

      • Помните, длина следа должна быть больше стопы в носочной части, припуск в 10 мм.

      Дети, страдающие плоскостопием, жалуются на боли в стопах, повышенную утомляемость, боли в голенях.

      При определении размера обуви ребенка руководствуйтесь длиной стопы, которая определяется расстоянием между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца.

      Диагноз деформации стопы подтверждается плантографией — получением отпечатков стопы.

      Профилактика плоскостопия на самых ранних этапах включает своевременное лечение рахита, патологий центральной нервной системы, укрепление мышц при помощи гимнастики и массажа.

      Для профилактики плоскостопия и укрепления мышц стоп используют стельки-тренажёр Плата. Стельки носят не более пяти-шести часов. Время активности ребёнка в ДОУ примерно равно рекомендуемому времени ношения стелек. Поэтому удобно вкладывать стельки в обувь, в которой ребёнок ходит в детском саду.

      При наличии плоскостопия используют ортопедические стельки.

      Примерный перечень специальных упражнений

      И. П. лежа на спине.

      1. Подошвенное и тыльное сгибание стоп с удержанием в каждом положении по 4-6 секунд.

      2. Круговые движения ногами «велосипед» с акцентом на движения стопами.

      3. Одновременное сжимание пальцев рук и ног в кулаки с последующим растопыриванием пальцев.

      4. Круговые движения стопами внутрь и наружу медленно с максимальной амплитудой.

      5. Захват стопами крупного предмета (мяча, мешка с песком, перекладывание за голову с последующим возвращением в И. П.

      И. П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги прямые.

      1. Поочередный подъем прямых ног с одновременным тыльным сгибанием стоп и удержанием в течение 4-6 секунд.

      2. Подъем прямой ноги, тыльное сгибание стопы. Сгибание ноги в коленном суставе одновременно с подошвенным сгибанием стопы. Разгибание в коленном суставе, подошвенное сгибание стопы, принятие И. П.

      3. И. П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в коленных суставах, тазобедренных суставах, стопы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.

      4. И. П. как в 3. Захват мелких предметов перед собой, перекладывание по обе стороны от себя с последующим возвращением на место.

      1. Подъем на носки.

      2. Подъем на пятки

      3. Полуприседы на носках.

      4. Подъем на наружные своды стоп.

      5. И. П. стоя, носки вместе, пятки врозь. Полуприседы.

      1. Ходьба на носках.

      2. Ходьба на пятках.

      3. Ходьба на наружном крае стопы

      4. Ходьба на носках в полуприседе.

      5. Ходьба по гимнастической палке, шведской стенке приставным шагом.

      Для самомассажа удобно использовать массажный коврик или массажный ролик.

      1. Продольное растирание стоп, поочередно продвигая их вперед и назад вдоль коврика.

      2. Продольное растирание стоп с акцентом на наружные края.

      3. Перекаты с пятки на носок и обратно, стоя на коврике.

      4. Разведение и сведение пяток, стоя на коврике.

      5. Разведение и сведение передних отделов стоп, стоя на коврике.

      6. Поочередный подъем ног с захватом ворсин коврика пальцами поднимаемой стопы.

      Для самомассажа рекомендуется использовать резиновые изделия, т. к. они имеют преимущества перед пластмассовыми: более мягко воздействуют на ткани ребенка.

      Профилактика и коррекция нарушения осанки и плоскостопия у

      детей дошкольного возраста.

      ( рекомендации для родителей)

      Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

      Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяютуровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушения осанки, плоскостопие, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.

      Медицинские обследования детей дошкольного возраста показывают, что среди функциональных отклонений, выявляемых у детей, наибольший процентсоставляют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, а в частности нарушения осанки и уплощение стоп.

      Наиболее часто встречаются следующие нарушения: искривления позвоночника в виде боковых отклонений (сколиоз) , чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы) ; плоскостопие и врожденная косолапость, ассиметричное положение плеч.

      В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их активного роста (4 — 7 лет) . Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия и как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, шеи, бедер, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной, а также изменение формы стопы.

      Развитию дефектов осанки и плоскостопию способствуют: не соответствие росту ребенка мебели, неудобная одежда и обувь (мала, узка, или наоборот велика) , неправильные позы и привычки детей ( например: опора при стоянии на одну ногу, чтение или рисование, лежа на боку, или животе и т.д.) ; однообразные движения ( отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр, ношение какого – либо груза в одной и той же руке) . Нарушения осанки и стоп может развиваться также из-за частых инфекционных и острых респираторных заболеваний, ослабляющих организм и ухудшающих физическое здоровье детей.

      Работу по формированию правильной осанки и коррекции нарушений стопы должны вести не только врачи. Эта работа должна проводиться совместно с педагогами и родителями. Прежде всего, хочется познакомить родителей и детей с признаками, характеризующими правильную осанку:голова и туловище держатся прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной области есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки врозь.

      Так как физкультурные занятия с детьми в детском саду проводятся 3 раза в неделю ( в средней, старшей группах) , то этого недостаточно для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Необходимо родителям в повседневной жизни следить за правильным положением тела, создавать необходимые условия в семье (спать на жесткой кровати, подушка не должна быть высокой и т.п.)

      Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями. Прежде всего, необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота, ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Упражнения можно выполнять из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, четвереньках.

      Учитывая, что профилактика и коррекция осанки и стопы – процесс продолжительный, требующий систематической работы, рекомендуем родителям заниматься с ребенком ежедневно, за исключением тех дней, когда занятия проводятся в детском саду.

      Для этого предлагаем вашему вниманию

      комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и формирования правильной осанки:

      Комплекс « Веселый зоосад ».

      И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.

      В -е. – ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать) .

      2. « Забавный медвежонок »

      И.п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.

      В -е. – ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед – назад, вправо — влево. То же, кружась на месте вправо и влево.

      3. « Смеющийся сурок »

      И.п. – стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.

      В -е. – 1-2 полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 и.п.

      4. « Тигренок потягивается »

      И.п. – сидя на пятках, руки в упоре впереди.

      В -е.– 1-2 выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 и.п.

      5. « Резвые зайчата »

      И.п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе.

      В-е. – 1-16 подскоки на носках (пятки вместе)

      Комплекс с мячом.

      1. И.п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.

      В –е. – катать мяч вперед – назад двумя стопами вместе и поочередно.

      В –е. – круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.

      3. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, мяч между лодыжками.

      В –е. — 1-2 ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-4 и.п.

      4.И.п. – сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны.

      В –е. – движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.

      Примечание. Рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8-12 см.

      Комплекс « Встань прямо ».

      1. И.п. – стоя у стены, касаясь ее затылком, ягодицами и пятками, руки опущены вниз.

      В –е. – 1-2 поднять руки через стороны вверх;3-4 вернуться в и.п.

      2. И.п. – то же, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

      В –е. – 1-2 наклон в правую сторону (левую сторону) ; 3-4 вернуться в и.п.

      3.И.п. – лежа на спине; голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.

      В –е. – 1-4 поднять голову и плечи, проверить правильное положение тела (задержаться ) ; 5-8 вернуться в и.п.

      4. И.п. – лежа на животе; подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга.

      В –е. – 1-4 приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить(задержаться) ; 5-8 и.п.

      В –е. — 1-4 отвести руки назад и приподнять ноги (задержаться) ; 5-8 и.п.

      6.И.п. — лежа на спине, руки за головой.

      В –е. – 1-8 поочередно поднимать прямые ноги вверх.

      В –е. — круговые вращения ногами в течение 30 сек.(«велосипед») .

      Примечание. Все перечисленные упражнения повторяются по 4-6 раз.

      Консультация (младшая группа) на тему: Тема: «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»

      Опубликовано 26.02.2015 — 11:39 — Шибанкова Елена Михайловна

      Тема: «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»

      Подготовила инструктор по физической культуре

      Проблема плоскостопия достаточно сильно распространена в современном мире, особенно среди детей дошкольных лет. Нарушение стопы не только способствует ухудшению осанки ребенка, а может привести к серьёзным заболеваниям (артриту, остеохондрозу) . Именно потому профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста так важна, особенно там, где практически ежедневно находится малыш, — в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) .

      ДОУ — главный помощник родителей при профилактике проблем осанки и плоскостопия

      В условиях ДОУ профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста должна быть направлена на укрепление и поддержку связочного аппарата, тогда нагрузка будет распределяться равномерно, исключая деформацию ступней ног детей.

      Физические упражнения являются лучшим средством при профилактике плоскостопия, других изменений осанки.

      В детском саду физические упражнения составляются, учитывая необходимость профилактики плоскостопия. Упражнения (бег, приседания, прыжки, ходьба по разным сторонам стопы) помогут укрепить двигательную систему ребенка. Ежедневная утренняя гимнастика, активные упражнения в детском саду — замечательное средство при лечении плоскостопия, его профилактики у детей дошкольного возраста.

      А если у детского сада есть ещё специальное оборудование для занятий с младшими детьми (гимнастическая стенка, обручи, массажные коврики, тренажеры) , то это исключит нарушение осанки, плоскостопия при профилактической работе в ДОУ.

      Работники ДОУ должны регулярно проводить собрания родителей, где подробно рассказывать, что такое нарушение осанки ребенка дошкольного возраста, о вреде плоскостопия, способах его профилактики.

      Но не стоит родителям детей перекладывать всю ответственность при профилактике плоскостопия, искривления осанки на специалистов ДОУ, стоит и самим быть активным, проявлять интерес к здоровью своего малыша. Ведь лучше следить за здоровьем, видоизменениями осанки своих детей с малых лет, заниматься профилактикой, чем позже тратить свое время, проводя лечение болезней ножек разной степени сложности.

      Принципы профилактики плоскостопия детей дошкольного возраста.

      Формирование осанки ребенка дошкольного возраста начинается примерно с 6 лет, а продолжается примерно до 17 лет. Именно поэтому у маленьких деток дошкольного возраста осанки как таковой практически нет, ведь изгибы позвоночника в детском организме не сформированы окончательно. Стопа крохи от одного года может быть подвержена отклонениям, потому специалисты рекомендуют проводить профилактику плоскостопия детей с малых лет.

      Плоскостопие у детей младшего возраста не физиологическое, его лучше лечить до 5-летнего возраста, пока окончательно не сформировался контур ступни.

      У детей дошкольного возраста профилактика плоскостопия начинается с первого визита к ортопеду (когда крохе 2-3 месяца) .

      Плоскостопие чаще всего, проявляется после года ходьбы, ведь стопа формируется вместе с первыми шагами ребенка. Поэтому до года у ребенка не может быть плоскостопия, но дальше нужно следить за изменениями его ножек, осанки, заниматься профилактикой заболевания. Лучше всего для профилактики плоскостопия ребенка использовать массаж ступни с первого года его жизни.

      Профилактика плоскостопия у дошкольников начинается с выбора правильного обуви для своего сыночка или дочки. Обязательным является наличие жесткого задника, мягкого супинатора и каблука (примерно 0,5 см) . Не рекомендовано давать детям малых лет донашивать за кем-то, ведь каждый стаптывает сандалики по-своему. Если вы покупаете обувь на вырост, то лучше брать ее не больше чем на один размер, чтоб при ходьбе нога не болталась.

      Основные приемы профилактики плоскостопия дошкольников.

      Такие несложные меры предосторожности помогут предотвратить искривления осанки, развитие плоскостопия.

      Предварительный просмотр:

      В последние годы все реже встречаются практически здоровые дети. Наиболее часто встречаются патологии нервной системы, опорно-двигательного аппарата, патологии дыхательной системы, патологии органов зрения.

      Нарушения осанки возникают у детей при хронических заболеваниях, как проявление их общей функциональной слабости, ослабления мышечно-связочного аппарата. Такие дети, как правило, неловки, неуклюжи, физически неразвиты.

      Уже к 4 годам у детей отмечаются нарушения осанки, которые к 7 годам встречаются у каждого третьего ребенка. Этот дефект отрицательно сказывается не только на внешнем виде (сутулая спина и плечи, опущенная голова, асимметрия плеч, деформация грудной клетки) , но и на состоянии прикуса (смыкание челюстей) , работе сердца, легких, желудка, печени, кишечника и других внутренних органов ребенка, а также на зрении.

      ОСАНКА – это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего человека. На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник, так как он является основным костным стержнем и связующим звеном костей скелета.

      Позвоночник обеспечивает вертикальное положение тела, удерживает его в равновесии, поддерживает тяжесть головы и верхней части туловища. В вертикальном положении позвоночник удерживается с помощью мышц, которые его окружают (мышцы спины и брюшного пресса) . Эти мышцы образуют естественный мышечный корсет.

      Он оказывает большое влияние на формирование правильной осанки. При этом основное значение имеет равномерное развитие и правильное распределение мышечной тяги на позвоночник.

      Если мышцы туловища развиты равномерно, и тяга сгибателей уравновешивается тягой разгибателей, то корпус и голова находятся в прямом, красивом положении. Позвоночник имеет 4 изгиба, 2 из них обращены выпуклостью вперед (шейный и поясничный лордоз) и 2 – выпуклостью назад (грудной и крестцовый кифоз) . Появляются они в раннем детском возрасте и окончательно формируются к 6-7 годам, а закрепляются к 18-20. Исправление различных видов нарушений осанки – процесс длительный, поэтому легче предупредить заболевание, чем лечить.

      ПЛОСКОСТОПИЕ. Стопа – орган опоры и передвижения. Обнаружение плоскостопия требует особого и своевременного внимания, даже в самых начальных формах.

      Проявление плоскостопия может сопровождаться жалобами ребенка на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость во время длительных прогулок. Уплощение стоп может приводить к нарушению осанки и искривлению позвоночника.

      Причины и факторы, способствующие нарушениям осанки:

      1.Нерациональный режим (раннее усаживание ребенка раннего возраста в подушки, ношение ребенка постоянно в одной руке, преждевременное (минуя стадию ползания) начало обучения ходьбе, привычка во время прогулок постоянно держать ребенка за одну и ту же руку.

      2.Частые хронические заболевания, продолжительная болезнь ребенка (гипотония мышц, рахит, пороки развития позвоночника, близорукость, косоглазие, туберкулез и т.д.) .

      3.Неправильная поза, с использованием инвентаря, не отвечающего возрастным особенностям детей, при выполнении различных видов деятельности (рисование, работа на земельном участке и т.д.) . Неправильный подбор мебели, сильно высокий или низкий стол.

      –стоять с упором на одну ногу,

      –ходить с наклоненной вниз головой, опущенными и сведенными вперед плечами,

      –рисовать, рассматривать картинки, читать лежа на боку (особенно при длительном постельном режиме в период болезни) .

      5.Неправильная организация ночного сна детей (узкая, короткая кровать, мягкие перины, высокие подушки) ; привычка спать на одном боку, свернувшись «калачиком», согнув тело, поджав ноги к животу, влечет нарушение кровообращения и нормального положения позвоночника.

      6.Однообразные интенсивные движения:

      –отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате;

      –прыжки на одной и той же ноге (игра в «классики») ;

      –длительная езда на велосипеде, особенно при занятии таким видом спорта (человек сидит за рулем велосипеда с резко согнутым корпусом и наклоненной вперед головой) ;

      –занятия только боксом без общей физической подготовки – поднимаются плечи, корпус несколько нагибается вперед, в результате чего образуется сутулая осанка;

      –при распашной гребле и гребле на каноэ.

      7.Перетягивание живота в верхней его части тугими резинками, поясами – этим вызываются изменения во внутренних органах брюшной полости, нарушается правильное, глубокое дыхание, координированное движение многих мышц, поддерживающих позвоночник и препятствующих его деформации.

      8.Понижение слуха на одно ухо (человек, желая получше слышать, все время склоняет или поворачивает голову к говорящему) .

      9.Нарушение обмена в соединительной ткани, к которым часто имеется наследственная предрасположенность.

      1.Укрепление мышц, поддерживающих свод стопы (ходьба босиком по неровному, но мягкому грунту (песок, земля) . В ежедневную утреннюю гимнастику вводят ряд упражнений (ходьба на носках, пятках, внешнем крае стопы и т.д., плавание) .

      2.Ношение рациональной обуви:

      –соответствие обуви длине и ширине стопы;

      –иметь широкий носок и широкий каблук (для дошкольников 0,8 см, для младших школьников 1-2 см) ;

      –иметь эластичную подошву;

      –двух-трехлетним менять обувь на большую 2-3 раза в год, каждый раз на номер больше, четырех-шестилетним – два раза;

      –не допускать, чтобы ребенок ходил постоянно в кедах, кроссовках, резиновой обуви; стелька – супинатор.

      3.Ограничение нагрузки на нижние конечности.

      4.Воспитание правильной походки (при ходьбе и стоянии носки смотрят прямо вперед, нагрузка приходится на пятку, 4 и 5 пальцы, внутренний свод не опускается) .

      Профилактика нарушений осанки

      1.Необходима правильная организация общего и двигательного режима.

      2.Контроль за осанкой ребенка в течение всего дня (использовать коррекционные стены в группах) .

      3.Воспитывать правильные привычные позы при занятиях игрушками и во время сна (опасна поза «калачиком») . Правильная поза во время сна – прямое симметричное положение туловища.

      4.Постель должна быть жесткой, подушка плоской.

      5.Менять позы во время проведения занятий (стоя, сидя, лежа) .

      6.Физминутка – одно из ценных мероприятий в борьбе с утомляемостью детей и длительной нагрузкой на позвоночник.

      Исправление различных видов нарушений осанки – процесс длительный, поэтому легче предупредить заболевание, чем лечить. По данным НИИТО, 30-40% дошкольников имеют нарушения осанки, а среди школьников – 90%. Значит, именно в детском саду надо начинать профилактику и лечение нарушений осанки и плоскостопия.

      5. Длительное хождение босиком по полу с твёрдым гладким покрытием; 6. Плохо подобранная обувь; 7. Перенесённые заболевания (рахит, осложнения после полиомиелита) ; 8. Недостаточная или избыточная физическая нагрузка.

      Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания — гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

      Гигиенические факторы- это гигиена обуви и правильный её подбор. Размер и форма обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Обувь должна быть сделана из натуральных материалов, внутри с твёрдым супинатором, поднимающим внутренний край стопы.

      Подошва должна быть гибкой и иметь каблук (5-10 мм) , искусственно поднимающий свод стопы и защищающий пятку от ушибов. Она должна соответствовать форме и размеру стопы, была удобной при носке, не сдавливала стопу, нарушая кровообращение и вызывая потёртости. Длина следа должна быть больше стопы в носочной части, припуск в 10 мм.

      Природно-оздоровительные факторы- хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и её сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием включением в содержание деятельности по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы.

      Известно, что без многократного повторения формировать двигательный навык у ребёнка невозможно, но работа, требующая точных движений, быстро утомляет детей. Традиционные упражнения: ходьба на пятках, носках, наружном крае стоп, согнув пальцы и т. д. используемые педагогами для профилактики плоскостопия во время утренней гимнастики, физкультурных занятий или после сна во время закаливающих мероприятий малопривлекательны для ребёнка. Поэтому лучше использовать игровые приёмы, которые позволяют в увлекательной форме способствовать укреплению и повышению тонуса мышц свода стопы.

      Основной целью проведения этих игровых упражнений являются:

      — соблюдать профилактику плоскостопия; — подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными; — учить освобождаться от стрессов, перенапряжения.

      Эти упражнения проводятся босиком в комфортной для ребёнка обстановке и не требуют использования специфического оборудования. Их можно использовать, как компонент оздоровительной деятельности, а также в процессе режимных моментов (перед сном, перед прогулкой, приёмом пищи) иди в качестве индивидуальных заданий. Многие игровые упражнений позволяют ребёнку увидеть результаты своей деятельности, что немаловажно для ребёнка дошкольного возраста.

      Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

      Игровое упражнение «Поймай мячик».

      Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой) . Закрыть крышкой мячик.

      Игровое упражнение «Сложи фигуру».

      Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.

      Игровое упражнение «Новогодняя ёлочка».

      Оборудование: контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист картона с изображение ёлки.Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.

      Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.

      Игровое упражнение «Солнышко» (коллективное) .

      Игровое упражнение «Соберём урожай».

      Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.Выполнение: пальцами ног собрать «урожай» в ведёрке.

      Игровое упражнение «Уберём игрушки»

      Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в определённое место.

      Игровое упражнение «Рисуем подарок другу».

      Оборудование: листы бумаги, фломастеры.Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.

      Игровое упражнение «Сварим суп из макарон».

      Оборудование: обруч, поролоновые палочки.Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.

      Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.

      Игровое упражнение «Эстафета с палочкой».

      Оборудование: палочки дл. 20 смВыполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол.

      Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не уронив её на пол.

      Автор: Жарикова Наталья Михайловна, МБДОУ детский сад №54 «Радуга», г. Воркута, Россия

      Статья размещена в авторской редакции

      Главная › Мышцы и кости › Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

      вт, 06/26/2012 — 14:33 — Людмила ВГолосов еще нет

      Мама с рождения любуется ножками своего ребёночка, особенно пяточками. Чтобы ножки в будущем не приносили проблем со здоровьем, необходима профилактика плоскостопия у детей с первого шага.

      Каждый малыш рождается со стопой окончательно формирование которой происходит только в процессе взросления с постепенным приобретением навыков ходьбы. До года о проблеме плоскостопия не идёт и речи, а вот дальше нужно внимательно следить за стопами ребёнка.

      Безусловно, до 7 лет плоскостопие ещё можно лечить. Но лучше предупредить.

      Профилактика плоскостопия у детей может позволит предотвратить печальные последствия неравномерного распределения нагрузки на стопу, ответственную за «амортизацию» при движении. Ведь это провоцирует увеличение нагрузки на позвоночник, как следствие, к болям в спине и шейном отделе, остеохондрозу, артритам, артрозам.

      Профилактика плоскостопия у детей

      Очень полезен в качестве профилактики плоскостопия массаж, самый первый курс которого можно начать с 2 месяцев и лучше доверить опытному специалисту. Он научит основным приёмам детского массажа для самостоятельного выполнения в домашних условиях. Делать массаж нужно ежедневно.

      Когда малыш научится ходить, нужно усиление лечебной гимнастики. Научите ребёнка ходить на пяточках, на носочках, на внешних, внутренних сводах стопы. Пробуйте катать с малышом стопой карандаш или палочку.

      Чрезвычайно полезно соприкосновение босыми ножками с разными неровными поверхностями: скошенная трава, песок, галька. Можно приобрести или сделать специальный массажный коврик с камушками, имитирующими морскую гальку, использовать резиновый мячик с шипами. Массаж стопы полезен любой, поскольку стимулируют множество нервных окончаний, что даст оздоровительный эффект всему организму.

      Плоскостопие у детей раннего и дошкольного возраста: причины, профилактика, лечение

    • Неврома Мортона — доброкачественная опухоль нервов стопы.
    • Пяточная шпора
    • Причины плоскостопия у детей

      Среди причин плоскостопия у детей самыми основными являются — недостаток или избыток нагрузки на ноги. Но что бы видеть полную картинку и понимать, на что нужно обращать внимание, мы перечислим наиболее «популярные» из них:

    • малоподвижный образ жизни, в этом случае мышцы и связки стопы не развиваются и слабеют, поскольку не получают необходимых нагрузок;
    • избыточная нагрузка — беговые и прыжковые виды спорта могут повлечь за собой не равномерное развитие мышц и связок;
    • плохая или неудачно подобранная обувь. Имеется ввиду обувь на высоком каблуке или платформе, узкая обуви и т.п.;
    • увеличение массы тела, которое может происходить по разным причинам;
    • наследственная предрасположенность. В данном случае речь идет о дефектах в развитии мышц, связок и костей стопы;
    • различные травмы (травмы стопы, перелом пяточной кости или лодыжки, трещины или сильные ушибы хрящей, повреждение мышц и связок стопы) ;
    • специфические заболевания (например, рахит в результате которого кости ослабевают и становятся мягкими, поэтому могут легко деформироваться. Также причиной может быть осложнение полиомиелита — возникает паралич мышц голени и стопы) ;
    • Как вовремя определить симптомы плоскостопия

      Распознать плоскостопие несложно. В домашних условиях родители самостоятельно должны обращать внимание и могут выявить следующие признаки плоскостопия у детей:

    • ребенок при ходьбе косолапит (выворачивает носки стоп наружу) . Чаще всего такой симптом проявляется в результате того, мышцы ног слишком слабы, поэтому ребенок не в состоянии удерживать нормальное положение стопы.
    • ребенок наступает на внутреннюю часть стопы при ходьбе. Походка при этом получается довольно своеобразная, она очень заметна.
    • на старой обуви заметно, как каблуки стоптаны со внутренней стороны;
    • малыш жалется н боли в стопе, коленках, болях в пояснице и даже голове;
    • у ребенка изменяется походка, которая становится тяжелой, неестественной, качающейся как уточка, что очень заметно;
    • нарушается осанка, ребенко становится сутулым.
    • Кроме того, можно провести небольшой экспрес тест, необходимо намазать стопу маслом или кремом попросить ребенка стать на белый лист бумаги, который предварительно помещен на ровную поверхность. В идеале на полученном «снимке» должно отпечататься меньше половины ширины исходной части ступни.

      Смотрите видео: Плоскостопие у детей. Симптомы и профилактика

      Что нужно сделать для профилактики и лечения плоскостопия?

      Формирование свода стопы нуждается в постоянной тренировке, для этого хорошо подходят босоногие прогулки. Желательно, чтобы ребенок хотя бы иногда ходил по песку, траве, камушкам и прочим неровностям. Дома подобные поверхности можно воссоздать.

      Вместо тех же камешком подойдет горох. При этом ребенок может быть в носках, но никак не в обуви. Такие несложные меры позволят избежать плоскостопия у вашего ребенка.

      Другие статьи по теме:

      JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Равновесие Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах. Вначале они разучива.

      Консультация для воспитателей «Формирование осанки у детей дошкольного возраста» Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряж.

      Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, лопатки не выступают, расп.

      Нарушение зрения у детей дошкольного возраста

      Статья: «Особенности детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Известно, что наибольшее количество информации об окружающем мире к ребенку во время его развития поступает через орган зрени.

      «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста». Родительское собрание с использованием ИКТ «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Цель: • показ.

      «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста».

      Рабочая программа «Обучение плаванию детей дошкольного возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №107 — детский сад общеразвивающего вида г. Тулы (МБДОУ№107) Рабочая.

      Особенности развития моторики детей дошкольного возраста

      Особенности развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью Государственное казённое учреждение города Москвы Детский дом-интернат для умственно отсталых.

      Музыка релаксация для детей дошкольного возраста

      Консультация для родителей на тему: «Релаксация для детей среднего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующей направленности №.

      Методическая работа воспитателя детей дошкольного возраста

      Скажите правильный ответ –Какой горит при этом свет? Воспитатель: Ребята, мы прибыли на станцию «Знаковая». Дорожные знаки — лучшие друзья пешеходов и водителей. Они рассказывают о том, что можно.

      Физминутки для детей дошкольного возраста

      Физминутки на занятиях в старшей, подготовительной группе. Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке) Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками) Рано утром солнце вст.

      Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста

      Роль подвижных игр для развития физических качеств детей дошкольного возраста Цель проекта: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возрас.

      Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

      Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому.

      raguda.ru

    © 2019 Детский травмоцентр "Бегемот"